Выбор профессии
Городской ресурсный центр
г. Минск, пр. Независимости, 46
тел. (017) 284-50-96,http://rcpom.edu.by
Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь «О проведении профориентационной работы в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в 2014/2015 учебном году» (скачать)
Обязательный экзамен по истории Беларуси будут сдавать с 2015 года выпускники 11-х классов (скачать)
Ссылки на официальные сайты, содержащие информацию по профориентации (скачать)
Создать необходимые условия для получения качественных знаний, для профессионального самоопределения учащихся позволяют дифференциация учебного процесса и активная профориентация.
Организация и проведение профориентационной работы с учащимися занимает важное место в деятельности отдела и учреждений образования района.
Ведущей целью в деятельности педагога является подготовка школьников к сознательному выбору профессии.
Специалистами отдела образования разработана модель профориентационной работы, направленная на актуализацию и эффективность процессов профессионального самоопределения учащихся учреждений образования района. Данная модель позволит сформировать гармоничную личность в единстве трудового, творческого, интеллектуального, физического, духовного, нравственного и психического развития.
Основными направлениями профориентационной работы являются: профессиональная информация, профессиональное воспитание, профессиональная консультация.
Результативному проведению профориентационной работы способствуют разнообразные формы её проведения:
- профориентационные уроки;
- экскурсии;
- классные часы;
- встречи со специалистами;
- профессиографические исследования;
- тематические родительские собрания.
Профессиональная деятельность зависит от наличия у учащегося интереса к профессии. Формирование знаний о профессиях, полнота сведений помогают более правильно оценить ценность конкретной профессии, способствуют становлению профессионального самоопределения и профессиональной направленности.
Родителям
Выдержки из нормативных правовых документов
Материалы об особенностях приема учащихся в учреждения профессионально-технического, средне специального и высшего образования |
|
Проведение централизованного тестирования |
|
Рубрика «вопрос-ответ» на сайте РЦПОМ |
Советы родителям
Родителям важно знать, что степень их влияния на выбор образовательного маршрута и профессиональное самоопределение ребенка колоссальна. Причем это влияние не обязательно выражается в форме конкретного совета или указания. Часто оно носит опосредованный (косвенный) характер: мимоходом высказанное мнение, профессиональный личный пример, отношения к каким–то конкретным профессиям и взаимоотношения с людьми как представителями профессий и т.д.
Кроме того, многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия (позвонить, посетить школу или учебное заведение), и в этом помощь родителей может быть незаменима.
Хочется предостеречь Вас от категорических рекомендаций и указаний собственному ребенку, особенно если Ваш вариант идет в разрез с желаниями ребенка. Авторы книги «Азбука профориентации» отмечают, что, к сожалению, большинство родителей знает мир профессий, аспекты и условия выбора профессии не намного лучше самих подростков (кроме, разумеется, своей профессиональной области).
В профессиональных возможностях своих детей большинство родителей ориентируется слабо. А поскольку современный рынок труда меняется очень быстро, то устаревшие представления многих родителей о профессиях оказываются нисколько не лучше, чем ограниченные, но не устаревшие представления самих подростков. Таким образом, к ошибкам выбора вашего ребенка Вы можете добавить свои ошибочные взгляды на эту проблему.
Наиболее частые ошибки профессионального выбора:
-Ограничение исключительно престижностью профессии.
-Ориентация исключительно на высокую заработную плату.
-Ориентация исключительно на комфортные условия труда.
-Снижение до минимума трудностей обучения.
-Следование только указаниям родителей.
-Учеба за компанию, вместе с друзьями.
Ваша помощь ребенку в выборе образовательного маршрута может заключаться в следующем: совет, приобретение необходимых справочников, сбор информации об учебных заведениях.
1Совет родителей (какое направление выбрать, куда пойти учиться после 9 класса и т.д.):
В начале учебного года |
В конце учебного года |
Основной вариант |
Основной вариант |
Запасной вариант |
Запасной вариант |
2. Соберите вместе с ребенком всю интересующую Вас информацию о школах, средних профессиональных и высших учебных заведениях (ознакомьтесь с соответствующими страничками в дневнике).
Для этого Вы можете сами или вместе с ребенком позвонить в школу или другое учебное заведение, посетить и побеседовать с представителями администрации, обсудив затем впечатления с ребенком, и вместе с ним принять решение.
Что полезно узнать о школе:
-Есть ли в школе специализированные 10-11 классы, какие.
-С какими вузами у школы есть договор.
-Каковы условия поступления: экзамены, тестирование или собеседование.
-Каков был проходной балл аттестата в прошлом году.
-Какое количество выпускников прошлого года поступило в вузы, колледжи или техникумы.
-Какую программу реализует эта школа: общеобразовательную, общеобразовательную с углубленным изучением ряда предметов, лицейскую или гимназическую.
Что полезно узнать о профессиональных учебных заведениях:
Для этого Вы можете также позвонить или посетить учебное заведение в удобный для Вас день или в День Открытых Дверей, которые устраиваются в марте – апреле и узнать:
- Какие профессиональные направления существуют в колледже.
- Какие экзамены надо сдавать, какие оценки, в общем, желательно при этом получить.
- Информацию о подготовительных курсах, их стоимости, начале занятий.
- Насколько курсы повышают шанс поступления.
- С какими вузами колледж имеет договор, и на какие курсы и на каких условиях поступают туда выпускники колледжа.
- Как трудоустраиваются выпускники, если Вашего ребенка не интересует высшее образование.
- Есть ли платные формы обучения, какова их стоимость, условия поступления – экзамены или только собеседование.
- Какие дополнительные услуги предоставляет учебное заведение: кружки, курсы иностранных языков спортивные клубы и т.д.
- Есть ли связь с учебными заведениями других государств и как это отражается на учебном процессе и выдаваемом дипломе.
- Какие документы, справки и фотографии нужно подготовить для поступления.
- В каком состоянии материальная база учебного заведения.
- Когда происходит сдача экзаменов, во сколько потоков, то есть будет ли у Вашего ребенка возможность сдать экзамены еще куда-то, если в этом колледже он недоберет баллы.
- Всю полученную информацию необходимо обсудить с ребенком.
- Обращаем ваше внимание, что многие профессии можно получить в нескольких учебных заведениях, и поэтому для того, чтобы принять окончательное решение, необходимо посетить их все.
Откладывать на конец учебного года эту работу нельзя!!!
Выпускнику
Информация о ходе вступительной компании
Сайт Министерства образования Республики Беларусь |
http://www.edu.gov.by |
Сайт Республиканского института контроля знаний |
http://rikc.by/ru/ |
Правила и сроки проведения репетиционного тестирования |
http://rikc.by/ru/ |
Сайт Республиканского портала «Профессионального обучения» |
http://www.ripo.unibel.by |
График консультаций специалиста по профориентации в ГРЦ |
http://rcpom.edu.by |
Студенческий портал |
Медицинские показания и противопоказания
Что нужно знать о здоровье, выбирая профессию?
Все мы знаем, что проблема профессионального самоопределения является сложной в жизни каждого молодого человека, однако особенно труден выбор профессии для лиц, имеющих хронические заболевания или отклонения в состоянии здоровья. Это связано как с неосведомленностью многих подростков о необходимости учитывать состояние здоровья при выборе профессии и наличии каких-либо законодательных ограничений при этом, так и c переоценкой своих сил и возможностей, нежеланием считаться с имеющимися нарушениями здоровья как причиной этих ограничений. Кроме того, многие молодые люди недостаточно осведомлены о санитарно-гигиенических особенностях труда в разных, в том числе и наиболее массовых профессиях, о возможном отрицательном влиянии производственных факторов на течение имеющихся у них заболеваний и нуждаются в квалифицированной помощи врачей и физиологов. Не имея четких представлений о характере профессий, а также не учитывая состояние здоровья, многие подростки делают ошибки в своем профессиональном выборе.
С чем же связано ограничение возможности выбора профессии при наличии каких либо заболеваний? Во-первых, сама профессия предъявляет определенные требования к состоянию здоровья, и прежде всего, к анализаторам. Например, работа с мелкими деталями требует хорошей остроты зрения. Имеется также целая группа работ, при выполнении которых необходимо различение цвета, т.е. требуется сохранность функции цветоощущения. С другой стороны, известно, что любая профессиональная деятельность осуществляется в определенных производственных условиях, которые в ряде случаев оказывают отрицательное влияние на организм и могут привести к обострению имеющихся заболеваний. К неблагоприятным производственным факторам относятся большие физические нагрузки, вынужденная рабочая поза, значительное нервно-психическое напряжение, неблагоприятный микроклимат (высокие или низкие температуры, повышенная влажность), пыль, шум, вибрация, токсические вещества.
Для того, чтобы помочь молодым людям, имеющим хронические заболевания или функциональные отклонения в состоянии здоровья, правильно выбрать профессию и избежать негативного влияния производственных факторов на организм, в РЦПОМ осуществляется профессиональное консультирование, включающее подбор профессий и специальностей для профессионального обучения с учетом состояния здоровья.
Ниже приводится примерный перечень противопоказанных факторов производственной среды и трудового процесса, влияние которых необходимо учитывать при выборе профессии подросткам, имеющим хронические заболевания и отклонения в состоянии здоровья.
Болезни |
Противопоказанные факторы производственной среды и трудового процесса |
органов дыхания |
неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия (повышенные температура, влажность, давление воздуха, пониженная температура), пыль, токсические вещества раздражающего и сенсибили-зирующего действия, значительное нервно-эмоциональное и физическое напряжение |
сердечно-сосудистой системы |
выраженное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, предписанный темп работы, длительная ходьба, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические факторы, токсические вещества, повышенные уровни шума и вибрации, работа на высоте |
нервной системы |
значительное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, контакт с токсическими веществами, повышенная опасность травматизма, шум, вибрация |
органов пищеварения |
значительное физическое напряжение, токсические вещества, шум, вибрация, неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия, вынужденное положение тела, связанное с напряжением брюшного пресса, невозможность соблюдения режима питания |
почек |
значительное физическое напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, вынужденная рабочая поза, воздействие вибрации, контакт с токсическими веществами, невозможность соблюдения режима питания |
костно-мышечной системы |
значительное физическое напряжение (подъём и переноска тяжестей), длительное пребывание на ногах, длительное фиксированное положение тела с отсутствием возможности перемены положения для снятия напряжения с группы длинных мышц спины |
органа зрения |
работа, связанная с повышенным напряжением зрения, вынужденная (резко согнутая) рабочая поза, значительное физическое напряжение; работы, в которых не допускается использование корригирующих очков |
органа слуха |
работа, требующая хорошего слуха; повышенные уровни интенсивности шума и вибрации |
кожи |
токсические и раздражающие кожу вещест-ва, пыль, неблагоприятные метеорологиче-ские условия; необходимость в процессе ра-боты постоянного увлажнения, загрязнения и охлаждения рук |
Учреждения образования, реализующие образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования
УО "Борисовский государственный строительный профессиональный лицей"
|
УО "Борисовский государственный лесоагротехнический профессиональный колледж" |
УО "Борисовский государственный колледж" |
УО "Вилейский государственный профессионально-технический колледж" |
ГУО "Воложинский сельскохозяйственный профессиональный лицей" |
ГУО "Областной аграрно-технический профессиональный лицей" |
ГУО "Клецкий сельскохозяйственный профессиональный лицей" |
УО "Копыльский государственный профессионально-технический колледж" |
ГУО "Любанский сельскохозяйственный профессиональный лицей" |
ГУО "Березинский аграрно-технический профессиональный лицей" |
УО "Молодечненский государственный колледж" |
УО "Узденский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей" |
ГУО "Смиловичский сельскохозяйственный профессиональный лицей" |
УО "Слуцкий государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей" |
ГУО "Слуцкий профессионально-технический колледж перерабатывающей промышленности" |
УО "Смолевичский государственный аграрно-технический профессиональный лицей" |
УО "Солигорский государственный профессионально-технический колледж" |
УО "Солигорский государственный педагогический колледж" |
ГУО "Червенский профессиональный строительный лицей" |
УО "Несвижский государственный колледж имени Якуба Коласа" |
ГУО "Жодинский профессиональный лицей" |
УО «Минский государственный колледж пищевой промышленности» |
Учреждения высшего образования
Академия управления при Президенте Республики Беларусь |
|
Белорусский государственный университет |
|
Белорусский национальный технический университет |
|
ГУО "Институт пограничной службы Республики Беларусь" |
|
ГУО "Командно-инженерный институт Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ" |
|
УО "Академия МВД РБ " |
|
УО "Белорусская государственная академия искусств" |
|
УО "Белорусская государственная академия музыки" |
|
УО "Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники" |
|
УО "Белорусский государственный экономический университет" |
|
УО "Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка " |
|
УО "Белорусский государственный медицинский университет" |
|
УО "Белорусский государственный аграрный технический университет " |
|
УО "Белорусский государственный университет культуры и искусств" |
|
УО "Белорусский государственный университет физической культуры" |
|
УО "Белорусский государственный технологический университет " |
|
УО "Военная академия РБ" |
|
УО "Высший государственный колледж связи" |
|
УО "Международный государственный экологический университет им. Сахарова" |
|
УО "Минский государственный высший радиотехнический колледж" |
|
УО "Минский государственный высший авиационный колледж" |
|
УО "Минский государственный лингвистический университет" |
|
УО "Частный институт управления и предпринимательства" |
|
УО ФПБ «Международный университет «МИТСО» |
|
Филиал ГОУВПО "Российский государственный социальный университет" в г. Минске РБ |
|
ЧУО "БИП - Институт правоведения"
|
|
ЧУО "Институт парламентаризма и предпринимательства" |
|
ЧУО "Институт предпринимательской деятельности" |
|
ЧУО "Международный гуманитарно-экономический институт" |
|
ЧУО "Минский институт управления" |
|
Брестская область |
|
УО "Барановичский государственный университет" |
|
УО "Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина" |
|
УО "Брестский государственный технический университет" |
|
УО "Полесский государственный университет" |
|
Витебская область |
|
УО "Витебская ордена "Знак Почета" государственная академия ветеринарной медицины" |
|
УО "Витебский государственный технологический университет" |
|
УО "Витебский государственный университет имени Машерова" |
|
УО "Витебский государственный ордена Дружбы Народов медицинский университет" |
|
УО "Полоцкий государственный университет " |
|
УО ФПБ «Международный университет «МИТСО». Витебский филиал |
|
Гомельская область |
|
УО "Белорусский государственный университет транспорта" |
|
УО "Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации" |
|
УО "Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины" |
|
УО "Гомельский государственный медицинский университет" |
|
УО "Государственный технический университет им. П.О. Сухого" |
|
УО "Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина" |
|
ГУО "Гомельский инженерный институт" Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь |
|
УО ФПБ «Международный университет «МИТСО». Гомельский филиал
|
|
Гродненская область |
|
УО "Гродненский государственный аграрный университет" |
|
УО "Гродненский государственный университет им. Я. Купалы" |
|
УО "Гродненский государственный медицинский университет" |
|
Могилевская область |
|
ГУВПО "Белорусско-российский университет" |
|
УО "Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия" |
|
УО "Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь" |
|
УО "Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова" |
|
УО "Могилевский государственный университет продовольствия" |