Экономист
Область базовых знаний и их уровень политика, экономика уровень высокий (теоретический), математика и статистика средний уровень (практический)
Профессиональная область: экономика
Условия работы: в помещении
Доминирующие виды деятельности:
- исследование экономических отношений;
- сбор, обработка, упорядочение информации об экономических явлениях и процессах,анализ хода и результата экономической деятельности и оценка её успешности;
- совершенствование процесса экономической деятельности;
- планирование деятельности предприятия;
- определение системы оплаты труда и поощрений для всех категорий работников;
- планирование затрат, использования ресурсов, расходов и прибыли предприятия;
- контроль над процессом выполнения финансово-хозяйственной деятельности;
- расчет потребности предприятия, организации в кадрах;
- анализ причин перерасхода фонда заработной платы;
- работа, связанная с расчётами и переработкой информации;
- составление экономических обоснований, справок, периодической отчётности.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
- хорошее развитие концентрации и переключения внимания;
- высокий уровень развития памяти;
- высокий уровень математических способностей;
- способность работать в условиях дефицита времени и информации;
- способность длительное время заниматься однообразным видом деятельности;
- аналитическое мышление.
Личностные качества, интересы и склонности:
- усидчивость;
- обязательность;
- честность и порядочность;
- ответственность;
- аккуратность;
- исполнительность;
- эрудированность;
- предприимчивость, деловая хватка;
- эмоционально-психическая устойчивость;
- коммуникабельность;
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- рассеянность, забывчивость;
- небрежность;
- импульсивность, вспыльчивость.
- отсутствие математических способностей;
- отсутствие аналитических способностей
- быстрая утомляемость
Области применения профессиональных знаний:
- государственные учреждения, занимающиеся экономическими проблемами;
- предприятия промышленной, аграрной отрасли;
- образовательные учреждения (преподавательская деятельность);
- гостиничный и ресторанный бизнес;
- организации и предприятия малого, среднего и крупного бизнеса;
- финансовые организации (налоговые инспекции, пенсионные фонды, страховые агентства);
- научно-исследовательские институты, Академия наук.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
- Брестский государственный технический университет - http://www.bstu.by
- Барановичский государственный университет - http://www.barsu.by
- Полесский государственный университет - http://www.psunbrb.by.by
- Витебский государственный технологический университет - http://www.vstu.Vitebsk.by
- Полоцкий государственный университет - http://www.psu.by/
- Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины - http://www.gsu.by
- Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого - http://www.gstu.gomel.by
- Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации (г. Гомель) - http://www.i-bteu.by
- Гродненский государственный университет им. Я. Купалы - http://www.grsu.by
- Гродненский государственный аграрный университет http://www.ggau.info
- Белорусский государственный университет - http://www.bsu.by
- Белорусский государственный экономический университет - http://www.bseu.by
- Белорусский национальный технический университет - http://www.bntu.by
- Белорусский государственный технологический университет - http://www.bstu.unibel.by
- Белорусско-российский университет - http://www.bru.mogilev.by
- Белорусская государственная сельскохозяйственная академия - http://www.baa.by
- Могилёвский государственный университет продовольствия - http://www.mgup.mogilev.by
- Белорусский государственный университет транспорта - http://www.belsut.gomel.by
- Мозырский государственный педагогический институт им. И.П.Шамякина - http://www.mspu.by
Журналист
Характеристика процесса труда.
В работе журналиста сочетается направленность на работу с информацией и на создание посредством слова художественного образа. Профессиональной задачей журналиста является подача новой достоверной информации в образном, запоминающемся, эмоционально окрашенном и эстетически совершенном виде.
В работу журналиста входит:
- сбор информации (применяя опрос, интервью, работу с документами, литературными источниками), её анализ и интерпретация;
- поиск наиболее значимых событий, явлений в различных сферах жизни общества;
- описание полученной информации в соответствии с требованиями жанра, стиля, канонами литературы;
- подготовка материала к публикации.
Работа журналиста связана с постоянными разъездами и командировками.
Сфера деятельности: газеты, журналы, теле-, радиокомпании, литературные союзы.
Требования профессии к человеку: любопытство, общительность, очень хорошие вербальные способности, хорошая память, высокий уровень развития общих способностей; творческие способности; внимание, гибкость мышления, коммуникативные навыки.
Медицинские противопоказания: хронические заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, резкое нарушение функций опорно-двигательного аппарата, значительное снижение слуха и зрения, нервно-психические заболевания, значительные дефекты речи.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
- Белорусский государственный экономический университет - http://www.bseu.by
- Гродненский государственный университет им. Я. Купаны - http://www.grsu.by
- Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка - http://www.bspu.unibel.by
- Могилевский государственный университет им. А.Л. Кулешова http://www.msu.mogilev.by
Содержание деятельности: сотрудник средств массовой информации, присылающий сообщения с мест. Обеспечивает информацией и материалами событийного характера. Подготавливает и ведет телевизионные и радиорепортажи с места событий, готовит материалы нештатных авторов и сообщения участников. Редактирует авторские материалы, контролирует правильность фактических данных, работает с письмами телезрителей и радиослушателей.
Должен знать: требования к художественному и информационному уровню телевизионных и радиопередач, важнейшие общественно-политические события, достижения науки, культуры, экономики в стране и мире, технические средства и технологию создания телеви-зионных и радиопередач, принципы литературного редактирования, основы авторского права.
Условия труда: работа предполагает разъезды, командировки, ненормированный рабочий день, может быть срочной, внеплановой, может проходить в нестандартных условиях, в различное время суток, в праздничные и выходные дни. Протекает в условиях эмоциональной нагрузки и ограничения времени. Общение в труде интенсивно.
Области применения: теле- и радиостанции. Информационные агентства. Средства массовой информации.
Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии: высокий уровень общей культуры. Развитые коммуникативные умения. Специальные способности. Мобильность. Оперативность. Собранность. Наблюдательность. Умения быстро адаптироваться в новых условиях, легко вступать в контакт, расположить к себе и развить разговор с собеседником. Эрудиция. Правильная литературная речь. Хорошая дикция. Сообразительность. Умение ясно излагать мысли и точно формулировать вопросы. Желательная приятная внешность.
Должен иметь образование в области журналистики, филологии, педагогики, культуры и искусства, спорта, кино и телевидения, других гуманитарных и социально-экономических наук и опыта работы в средствах массовой информации
Медицинские ограничения: сердечно-сосудистые заболевания. Заболевания внутренних органов. Психические недуги и расстройства нервной системы. Раздражительность. Дефекты речи. Физические недостатки.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
Лингвист
Содержание деятельности: составляет словари, справочники и учебники русского языка, занимается сравнительным языкознанием, разрабатывает научно-техническую и специальную терминологию, совершенствует орфографию, ведет научные исследования в области фонетики, морфологии, синтаксиса, обучает русскому языку.
Профессионально важные качества: лингвистические способности, хорошая долговременная структурированная память, хорошее внимание, развитое словесно-логическое мышление.
Медицинские противопоказания: выраженных противопоказаний не имеет.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
- Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины - http://www.gsu.by
- Гродненский государственный университет им. Я. Купалы - http://www.grsu.by
- Могилевский государственный университет им. А.Л. Кулешова http://www.msu.mogilev.by
- Белорусский государственный университет - http://www.bsu.by
- Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина - http://www.brsu.brest.by
- Минский государственный лингвистический университет - http://www.mslu.by
Переводчик
Область базовых знанийи их уровень гуманитарные науки, уровень высокий (теоретический) филология, иностранные языки, уровень средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область иностранный язык
Условия работы в помещении/вне помещения, мобильный
Доминирующие виды деятельности:
- организация и проведение экскурсий по культурно-историческим местам для иностранных граждан;
- сопровождение иностранных граждан во время их визитов в страну;
- оказание помощи в размещении и проживании иностранных граждан;
- переводы на презентациях, деловых встречах, переговорах (син-хронные переводы);
- осуществление письменных переводов (специализированной научной, технической, художественной, публицистической литературы);
- составление информационно-тематических планов, отчетов;
- сопровождение русскоязычных групп при поездках за границу;
- осуществление переводов иностранных теле- и радиопрограмм, кинофильмов;
- преподавательская деятельность.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
- коммуникативные способности (умение налаживать, устанавли-вать контакты с людьми различного возраста, пола, социального по-ложения и культуры);
- вербальные способности (умение связно и четко излагать свои мысли, хорошо поставленная речь, богатый словарный запас);
- высокий уровень организаторских способностей;
- хорошие мнемические способности (хорошая память);
- гибкость мыслительных процессов;
- высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно);
- способность быстро принимать решения в условиях изменяю-щейся ситуации;
- способность преподносить материал с учетом особенностей каждой конкретной аудитории;
- физическая и психическая выносливость.
Личностные качества, интересы и склонности:
- вежливость, тактичность;
- воспитанность;
- находчивость;
- остроумие;
- энергичность, настойчивость;
- чувство собственного достоинства;
- эрудированность;
- порядочность;
- выдержанность.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- замкнутость;
- агрессивность;
- раздражительность;
- грубость, невоспитанность;
- невнимательность;
- пассивность;
- некоммуникабельность.
Области применения профессиональных знаний:
- туристические фирмы, агентства, бюро;
- международные организации, компании;
- гостиницы, рестораны;
- презентации, переговоры, деловые встречи;
- музеи, галереи, выставки;
- образовательные учреждения.
История профессии
Профессия переводчика — одна из древнейших. Необходимость в ней возникла, как только сложились национальные языки, отличные друг от друга. Достаточно вспомнить известный библейский сюжет о Вавилонской башне и о том, какими беспомощными стали люди, перестав понимать друг друга.
Несколько раз делались попытки создать и использовать универсальный, всеобщий язык «эсперанто». Однако эти попытки всеобщего признания не получили. Ведь каждый язык, каждое наречие несет национальное своеобразие, отражает историю и культуру каждого народа. Поэтому нужда в переводчиках остается и растет с развитием международного туризма и межнациональных отношений.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
- Витебский государственный университет им.П.М. Машерова - http://www.vsu.by
- Белорусский государственный университет - http://www.bsu.by
- Белорусский государственный экономический университет - http://www.bseu.by
- Минский государственный лингвистический университет - http://www.mslu.by
- Белорусский государственный университет культуры - http://www.buk.by
Библиограф
Описание профессии
Работая в библиотеке, библиограф не только организует работу библиотек, ведет учет, описание и обработку всего фонда, но и должен уметь найти ответ на любой вопрос, с которым обращается читатель, быть хорошо осведомленным в новинках литературы, периодики. Библиограф как сам подбирает литературу по запросу читателя, так и обучает его правильно пользоваться каталогами, справочной информацией.
Содержание деятельности
Библиограф организует работу библиотек, справочно-библиографических и научно-информационных служб, создает справочно-информационные фонды (СИФ), производит их техническую и научную обработку, изучает читательский спрос на литературу, проводит экспертизу документации, составляет каталоги. На основе изучения читательского спроса, разрабатывает планы комплектования библиотек. Составляет списки новых поступлений литературы.
Профессионально важные качества
Хорошая память, коммуникабельность, словесно-логическое мышление.
Должен знать
Историю культуры, русскую, советскую и зарубежную литературу, курс библиотековедения, принципы работы с читателями, правила комплектования, хранения, поиска, выдачи и учета библиотечного фонда; современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном обслуживании; принятую систему классификации информации и правила составления каталогов; единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента; уметь воспитывать интерес к книге. Основы организации труда, правила внутреннего трудового распорядка; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда.
Медицинские противопоказания
Нервные и психические заболевания, аллергические заболевания, дефекты зрения.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
- Гродненский государственный университет им. Я. Купалы - http://www.grsu.by
- Белорусский государственный университет культуры и искусств http://www.buk.by
Редактор
Описание профессии
Редактор осуществляет редактирование различных литературных материалов. Изучает рукописи и рецензии на них. Подготавливает заключение о возможности издания материала в представленном виде или после доработки. В процессе редактирования проверяет выполнение авторами замечаний рецензентов, комплектность представленного материала, соответствие названий разделов рукописи их содержанию, правильность цитат и фактических данных, употребления и написания имен, единиц измерения, символов. Осуществляет литературное редактирование рукописей. Совместно с авторами и техническим редактором определяет место иллюстративного материала. Обрабатывает корректурные оттиски и проверяет сигнальные экземпляры. Участвует в создании телевизионных и радиопередач. Редактирует принятые материалы, проверяет правильность в них фактических данных. Оказывает авторам помощь по улучшению структуры материала, отбору иллюстраций и кинофрагментов. Привлекает к участию в передачах общественно-политических деятелей, деятелей науки и культуры.
Содержание деятельности
Редактирует различные виды литературы; рассматривает рукописи и рецензии на них; дает заключение о возможности издания рукописи; проверяет выполнение авторами замечаний рецензента, комплектность представленного материала, правильность цитат и фактических данных; совместно с автором и техническим редактором определяет место иллюстративного материала; проверяет сигнальные экземпляры.
Профессионально важные качества
Словесно-логическое мышление, высокая концентрация внимания, коммуникабельность.
Должен знать
Методы редактирования научно-методической и публицистической литературы, основы языкознания.
Медицинские противопоказания
Выраженных медицинских противопоказаний не имеет.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
Белорусский государственный технологический университет - http://www.bstu.unibel.by