Программист
Содержание труда: разрабатывает программы на основе анализа математических моделей и алгоритмов по реализации решения экономических и др. задач, выбирает язык программирования и перевод на него используемых моделей и алгоритмов, производит отладку разработанных программ, корректирует их в процессе доработки, определяет возможность использования готовых программных средств.
Должен знать: методы программирования и использования вычислительной техники при обработке информации, технико-эксплуатационные характеристики, конструктивные особенности, режимы работы оборудования, правила эксплуатации, технологию механизированной обработки информации, языки программирования.
Профессионально важные качества:
- оперативная память;
- устойчивое концентрированное внимание;
- стойкая работоспособность;
- дисциплинированность;
- аналитическое мышление.
Медицинские противопоказания:
- снижение остроты зрения;
- нарушение функций щитовидной железы;
- сердечно-сосудистые заболевания;
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
- Белорусский государственный университет - http://www.bsu.by
- Белорусский государственный технологический университет - http://www.bstu.unibel.by
- Белорусский национальный технический университет - http://www.bntu.by
- Барановичский государственный университет - http://www.barsu.by
- Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого - http://www.gstu.gomel.by
- Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники - http://www.bsuir.by
- Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины - http://www.gsu.by
Системный администратор
Область базовых знаний и их уровень: математика, физика, уровень высокий (теоретический), операционные системы и сети, программирование, микропроцессорные устройства, информатика, уровень средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область: информатика
Условия работы: в помещении, сидячий
Доминирующие виды деятельности:
- создание и обслуживание вычислительного комплекса и сети;
- осуществление контроля за работой операционных систем и программного обеспечения;
- установка и наладка программного обеспечения;
- распределение ресурсов системы;
- координация и администрирование систем;
- поддержание работоспособности сети или нескольких компьютеров;
- контроль и оказание помощи пользователям сети;
- осуществление удаленного администрирования (при невозможности прямого доступа к компьютеру);
- оказание поддержки системному оператору;
- обслуживание сети;
- ремонт и монтировка сети;
- установка и ремонт оборудования.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
- высокий уровень развития распределения, объема, концентрации и переключения внимания;
- высокий уровень развития технических способностей;
- математические способности;
- логическое мышление;
- аналитическое мышление;
- высокий уровень развития памяти;
- развитая моторика пальцев;
- высокий уровень развития образного мышления.
Личностные качества, интересы и склонности:
- внимательность;
- терпеливость;
- усидчивость;
- кропотливость;
- тщательность, систематичность в работе;
- аккуратность;
- ответственность.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- неразвитые технические способности;
- рассеянность;
- безответственность;
- неаккуратность, невнимательность;
- ригидность мыслительных процессов;
- сильно развитая близорукость.
Области применения профессиональных знаний:
- предприятия и организации;
- вычислительные центры;
- банки;
- учебные заведения.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
- Полоцкий государственный университет - http://www.psu.by/
- Белорусский национальный технический университет - http://www.bntu.by
- Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники - http://www.bsuir.by
Архитектор
Характеристика процесса труда.
Архитектор осуществляет проектирование, разработку проектных предложений и генеральных планов городов и поселков и их структурных единиц. Он занимается вопросами районной, квартальной планировки города, просчитывает месторасположение городских объектов и их количественное исчисление.
Архитектор также разрабатывает проекты реконструкций старых городов, занимается реставрацией архитектурных памятников, разработкой природного ландшафта. Осуществляет проектирование благоприятных жилищно-бытовых условий, интерьеров зданий и отдельных помещений, занимается вопросами реконструкции и перепланировки с учетом нормативных требований.
Рабочее место архитектора оснащается по типовым требованиям технологическими приспособлениями для осуществления чертежно-конструкторских работ и макетных конструкций, необходимой проектно-конструкторской документацией и специальной литературой.
Характерными нагрузками архитектора являются умственные и зрительные нагрузки, обусловленные напряженностью внимания в процессе работы за компьютером.
Сфера деятельности. Архитектор может найти применение в научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро при различных министерствах и ведомствах, в архитектурных подразделениях промышленных предприятий.
Требования профессии к человеку. Архитектору необходимо обладать математическими, аналитическими, техническими способностями; художественным вкусом и творческими способностями; высоким уровнем концентрации, распределения и устойчивости внимания; наглядно-образным, пространственным мышлением; способностью к конструированию и проектированию.
Успеху деятельности архитектора будут способствовать следующие личностные качества: чувство гармонии, художественная интуиция, креативность, оригинальность, нестандартный творческий взгляд, умение подчинить авторские амбиции общим целям, способность принимать и внедрять новое на практике.
Медицинские ограничения. Работа не рекомендуется людям, имеющим заболевания опорно-двигательного аппарата, органов зрения (нарущение цветоощутительной функции).
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
- Белорусский национальный технический университет - http://www.bntu.by
- Брестский государственный технический университет - http://www.bstu.by
- Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники - http://www.bsuir.by
- Полоцкий государственный университет - http://www.psu.by/
- Белорусский государственный университет транспорта - http://www.belsut.gomel.by
Дизайнер упаковки
Дизайнер упаковки – специалист, сочетающий в себе технические и художественные способности, обладающий знаниями в области материаловедения, методов получения и обработки композиционных материалов, решения экологических проблем и вторичного использования материалов.
Характеристика профессии
Дизайнер упаковки разрабатывает конструкцию и графическое оформление, который затем проверяет маркетинговый отдел на соответствие запросам предлагаемых потребителей.
Профессионально важные качества:
- технические и творческие способности;
- эстетический вкус;
- развитое пространственно-образное мышление;
- хороший глазомер;
- способность различать широкий спектр цветов и оттенков;
- высокий уровень развития воображения;
- знать основы рисунка и композиции.
Сфера деятельности:
- конструктор;
- технолог;
- проектные и научно-исследовательские институты;
- конструкторское бюро;
- дизайнерские студии;
- рекламные агентства;
- предприятия различного профиля.
Медицинские противопоказания:
- заболевания органов зрения;
- нарушения цветоощущения и координации движений;
- заболевания любых органов и систем с тяжёлым течением.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
Инженер по автоматизации и механизации производственных процессов
Содержание труда:
- осуществляет работы по внедрению комплексной автоматизации и механизации производственных процессов, способствующих повышению технического уровня производства, производительности труда, снижению себестоимости, улучшению качества продукции, обеспечению благоприятных условий труда и его безопасности;
- изучает производственные процессы с целью определения участков основных и вспомогательных работ и операций, подлежащих автоматизации и механизации, проводит патентные исследования и определяет показатели технического уровня проектируемых объектов техники и технологии;
- участвует в составлении перспективных и текущих планов автоматизации и механизации производственных процессов, трудоемких ручных работ, подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских операций, в подготовке мероприятий по реконструкции и техническому перевооружению предприятия, сокращению затрат тяжелого ручного труда;
- подготавливает технические задания на создание средств автоматизации и механизации и технико-экономические обоснования разрабатываемых конструкций;
- участвует в рассмотрении эскизных и технических проектов, рабочих чертежей, разрабатываемых по заказам предприятия, а также в работах по монтажу, испытаниям, наладке и сдаче в эксплуатацию средств автоматизации;
- выполняет расчеты эффективности мероприятий по автоматизации и механизации производства, составляет заявки на необходимое оборудование;
- участвует в рассмотрении технической документации, связанной с проектированием средств автоматизации и механизации производства вновь строящихся объектов, в разработке более совершенных конструкций защитно-оградительной техники и герметизации вредных процессов производства;
- анализирует эффективность применяемых средств автоматизации и механизации, показатели их использования, подготавливает предложения по устранению выявленных недостатков;
- принимает меры по обеспечению надежности и бесперебойной работы средств автоматизации и механизации;
- контролирует деятельность подразделений предприятия, осуществляющих автоматизацию и механизацию производственных процессов, следит за соответствием внедренных средств современному уровню развития техники;
- проводит инструктаж и оказывает помощь работникам при освоении ими новых конструкций средств автоматизации и механизации, организует работу по повышению их технических знаний;
- осуществляет контроль за правильной эксплуатацией реконструируемых и модернизируемых машин, механизмов и другого оборудования, соблюдением технологических процессов производства;
- участвует в разработке инструкций по эксплуатации и ремонту оборудования, безопасному ведению работ при обслуживании средств автоматизации и механизации, другой технической документации, в составлении заявок на изобретения и промышленные образцы;
- готовит материалы для заключения договоров со специализированными организациями на проведение исследовательских, проектных и опытно-конструкторских работ.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
- Белорусский национальный технический университет - http://www.bntu.by
- Брестский государственный технический университет - http://www.bstu.by
- Витебский государственный технологический университет - http://www.vstu.Vitebsk.by
- Гродненский государственный университет им. Я. Купалы - http://www.grsu.by
- Белорусский государственный технологический университет - http://www.bstu.unibel.by
- Могилёвский государственный университет продовольствия - http://www.mgup.mogilev.by
- Барановичский государственный университет - http://www.barsu.by
Инженер – электрик
Содержание труда:
- проектирование, наладка, монтаж, эксплуатация промышленного электрооборудования, силовых преобразовательных устройств и электронных систем управления.
Должен знать:
- основы электротехники;
- вычислительную технику;
- теоретическую и прикладную механику;
- электронику, инженерную графику;
- основы автоматики, экономику отрасли.
Профессионально важные качества:
- техническое мышление;
- быстрая реакция;
- хорошее зрение с правильным цветовосприятием;
- аккуратность и др.
Медицинские противопоказания:
- нервные и психические заболевания;
- плохое зрение и слух;
- нарушение функций опорно-двигательного аппарата;
- болезни, связанные с потерей сознания.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
- Белорусский национальный технический университет - http://www.bntu.by
- Белорусский государственный университет транспорта - http://www.belsut.gomel.by
- Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого - http://www.gstu.gomel.by
Инженер - энергетик
Содержание труда:
- обеспечивает бесперебойную работу, правильную эксплуатацию, ремонт и модернизацию энергетического оборудования;
- определяет потребность производства в топливно-энергетических ресурсах, готовит необходимые обоснования технического перевооружения, развития энергохозяйства, реконструкции и модернизации систем энергоснабжения;
- составляет заявки на приобретение оборудования, материалов, запасных частей, необходимых для эксплуатации энергохозяйства;
- выполняет расчеты с необходимыми обоснованиями мероприятий по экономии энергоресурсов, потребности подразделений предприятия в электрической, тепловой и других видах энергии;
- контролирует соблюдение норм расхода топлива и всех видов энергии;
- составляет графики снижения энергетических нагрузок в часы максимальных нагрузок энергосистемы и обеспечивает их выполнение в пределах определенной для подразделения предприятия величины;
- проводит паспортизацию установленных на предприятии энергетических, электрических и природоохранных установок;
- участвует в испытаниях и приемке энергетических установок и сетей в промышленную эксплуатацию, в рассмотрении причин аварий энергетического оборудования и разрабатывает мероприятия по их предупреждению, созданию безопасных условий труда;
- организует проверку и испытания средств релейной защиты и автоматики;
- осуществляет технический надзор за контрольно-измерительными, электротехническими и теплотехническими приборами;
- осуществляет контроль за соблюдением инструкций по эксплуатации, техническому обслуживанию и надзору за энергооборудованием;
- участвует в разработке и внедрении стандартов и технических условий на энергетическое оборудование;
- подготавливает необходимые материалы для заключения договоров на ремонт оборудования с подрядными организациями;
- осуществляет контроль за выполнением капитальных и других ремонтов;
- обеспечивает соблюдение правил и норм охраны труда при эксплуатации и ремонте энергоустановок и сетей;
- подготавливает отчетность по утвержденным формам и показателям.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
- Белорусский национальный технический университет - http://www.bntu.by
- Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого - http://www.gstu.gomel.by
- Гродненский государственный университет им. Я. Купалы - http://www.grsu.by
Инженер по защите информации
Содержание труда:
- выполняет работу по проектированию и внедрению специальных технических и программно-математических средств защиты информации, обеспечению организационных и инженерно-технических мер защиты информационных систем;
- осуществляет подбор, изучение и обобщение научно-технической литературы, нормативных и методических материалов по техническим средствам и способам защиты информации;
- участвует в рассмотрении проектов технических заданий, планов и графиков проведения работ по технической защите информации;
- составляет методики расчетов и программы экспериментальных исследований по технической защите информации;
- проводит сопоставительный анализ данных исследований и испытаний, изучает возможные источники и каналы утечки информации;
- осуществляет разработку технического обеспечения системы защиты информации, техническое обслуживание средств защиты информации, принимает участие в составлении рекомендаций и предложений по совершенствованию и повышению эффективности защиты информации;
- составляет информационные обзоры по технической защите информации;
- выполняет оперативные задания, связанные с обеспечением контроля технических средств и механизмов системы защиты информации, участвует в проведении проверок учреждений, организаций и предприятий по выполнению требований нормативно-технической документации по защите информации;
- готовит предложения по заключению соглашений и договоров с другими учреждениями, организациями и предприятиями, предоставляющими услуги в области технических средств защиты информации;
- участвует в проведении аттестации объектов, помещений, технических средств, программ, алгоритмов на предмет соответствия требованиям защиты информации по соответствующим классам безопасности;
- проводит контрольные проверки работоспособности и эффективности действующих систем и технических средств защиты информации;
- изучает и обобщает опыт работы других учреждений, организаций и предприятий по использованию технических средств и способов защиты информации с целью повышения эффективности работы;
- выполняет работы в установленные сроки на высоком научно-техническом уровне, соблюдая требования инструкций по режиму проведения работ.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
- Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники - http://www.bsuir.by
- Белорусский государственный университет - http://www.bsu.by
Инженер по метрологии
Содержание труда:
- выполняет работу по метрологическому обеспечению разработки, производства, испытаний и эксплуатации выпускаемой предприятием продукции, направленную на неуклонное повышение ее качества;
- участвует в подготовке проектов перспективных и текущих планов внедрения новой измерительной техники, предложений к отраслевым планам метрологического обеспечения производства и к планам организационно-технических мероприятий;
- составляет локальные поверочные схемы по видам измерений, устанавливает периодичность поверок средств измерений и разрабатывает календарные графики их проведения;
- осуществляет метрологическую экспертизу конструкторской и технологической документации, разрабатываемой на предприятии и поступающей от других предприятий, метрологическую аттестацию средств измерений;
- проводит работу по выбору средств и методов измерений, разрабатывает методики их выполнения;
- участвует в подготовке технических заданий на проектирование и в разработке средств измерений специального назначения;
- участвует в подготовке выпускаемой предприятием продукции к аттестации и сертификации, в проведении испытаний новых видов продукции, а также в анализе причин нарушения технологических режимов, брака продукции, непроизводительных затрат сырья, материалов, энергии;
- осуществляет проверку сложных средств измерений, технологического оборудования на соответствие установленным нормам точности;
- участвует во внедрении государственных и отраслевых стандартов, стандартов предприятия и других нормативных документов;
- проводит расчеты экономической эффективности внедрения новых методов и средств измерений;
- определяет потребности подразделений предприятия в средствах измерений, составляет сводные заявки на их приобретение;
- осуществляет обязательный контроль за состоянием и правильностью монтажа, установки и применения средств измерений;
- участвует в разработке и согласовании стандартов и других нормативных документов по вопросам метрологии;
- составляет отчеты о выполнении планов метрологического обеспечения производства.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
- Витебский государственный технологический университет - http://www.vstu.Vitebsk.by
- Белорусский государственный университет - http://www.bsu.by
- Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники - http://www.bsuir.by
Инженер по радиоэлектронной аппаратуре
Общая характеристика профессии
Инженер по радиоэлектронной аппаратуре – это специалист с высшим техническим образованием в области радиотехники и электроники.
Работа инженера – радиоэлектронной аппаратуры заключается в обеспечении бесперебойной работы и правильной технической эксплуатации радиоэлектронного оборудования.
Содержание труда:
- учёт и анализ показателей использования, режима работы и условий эксплуатации оборудования;
- осуществление технического осмотра определённых узлов и устройств;
- наладка элементов блоков и отдельных узлов аппаратуры;
- контроль надёжности электронных элементов оборудования с целью выявления неисправностей и устранение их;
- организация и контроль технического обслуживания, профилактический и текущий ремонт оборудования;
- разработка нормативных материалов по эксплуатации оборудования.
Психофизиологическая напряжённость в работу инженера могут вносить следующие факторы:
- повышенная материальная ответственность;
- физические нагрузки на руки;
- необходимость длительного сосредоточения;
- нагрузки на зрительный анализатор.
Требования профессии к индивидуальным особенностям:
- нервно-психическая устойчивость;
- наглядно-образное и абстрактное мышление;
- хорошая долговременная память;
- устойчивость внимания;
- высокая координация движения кистей рук и пальцев;
- выносливость слухового и зрительного анализаторов.
Медицинские противопоказания:
- нервно-психические заболевания;
- заболевания опорно-двигательного аппарата, слухового и зрительного анализаторов.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
- Брестский государственный технический университет - http://www.bstu.by
- Полоцкий государственный университет - http://www.psu.by/
- Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого - http://www.gstu.gomel.by
- Гродненский государственный университет им. Я. Купалы - http://www.grsu.by