Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

В первый раз в 5 класс (внимание адаптация)

Дата: 23 сентября 2021 в 09:28, Обновлено 23 сентября 2021 в 09:34
Автор: Ганчук В. В.
<address align="center">Психологические проблемы</address> <address align="center">пятиклассников</address>

Основными проблемами, связанными с непростой адаптацией пятиклассников в средней школе, являются:

• повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;

• повышение уровня тревожности самого ребенка, зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;

• зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;

• степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты;

• состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;

• влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

Рекомендации для родителей

• Безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

• Проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

• Знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

• Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей

• Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

• Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля его учебной деятельности. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Формирование адекватной самооценки, навыков самоконтроля и поощрение самодостаточности ребенка.

Рекомендации для родителей

• Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.

• Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.

• Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

• Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.

• Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т.д. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.

• Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.

 Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.

 Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.

· Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.

· Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

· Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.

· Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.

· Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.

· Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.

· Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.

                                                                 

«ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»

  • Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  • Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
  • Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  • Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
  • Не унижай!
  • Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  • Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  • Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  • Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  • Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Особенности адаптации пятиклассников к новым условиям обучения

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса — сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

<article>

Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда — конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.

 Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации— привыкании к новым условиям обучения.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:

  • возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
  • возросший объем работы как на уроке, так и дома;
  • новые требования к оформлению работ;
  • необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:

1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4. Нежелание выполнять домашние задания.

5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

7. Беспокойный сон.

8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.

9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации — реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:

1) Интеллектуальная — нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.

2) Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

3) Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

4) Соматическая — отклонения в здоровье ребенка.

5) Эмоциональная — эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

Таким образом, наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное — помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.

Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации. Для этого давайте обратимся к результатам диагностики.

Известно, что высокий уровень учебной мотивации во многом зависит от сформированности познавательных интересов и положительного эмоционального настроя.

В ситуации учебной деятельности очевидно, что у детей не только разный стиль работы на уроке, различная манера ответа, но и неодинаковая степень активности на уроках, уровень утомляемости. По данным психологов, ситуация адаптации вызывает повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и страхи. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этот возрасте сильнее, чем страх самовыражения. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере своих возможностей.

Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всех пятиклассников. В свою очередь, родители, нацеливая своих детей «работать на оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок.

Берегите своих детей.

</article>

Как узнать, как дела у ребенка в школе, без глупых вопросов

Часто бывает так, что дети после школы не хотят делиться своими впечатлениями и переживаниями. Но мы можем помочь своим чадам открыться, надо лишь знать, как, когда и какие конкретно вопросы задать.

Мы в «Бери и Делай» подскажем, как лучше разговорить вашего ребенка.

Обратите внимание на его настроение

<figure> <figcaption></figcaption> </figure>

Прежде чем расспрашивать ребенка, приглядитесь, в каком он настроении. Не спешите, обнимите его, просто побудьте рядом. Особенно когда ваше чадо расстроено. Если его настроение, наоборот, хорошее, пошутите, расскажите про себя, дайте ему расслабиться и переключиться после насыщенного событиями дня и только потом приступайте к вопросам.

Начните разговор с фактического наблюдения

<figure> <figcaption></figcaption> </figure>

Если ваш ребенок не торопится рассказывать про то, что у него было в школе, поделитесь с ним своими наблюдениями, дайте ему возможность оттолкнуться от вашей фразы и развить ту тему, которую вы предлагаете. Это может быть разговор о составе класса, школьной литературе или изменениях в педагогическом составе. Главное, выбрать ту тему, которая будет ему интересна.

Расскажите о себе

<figure> <figcaption></figcaption> </figure>

Когда мы говорим о себе, мы даем ребенку выбор: присоединиться к диалогу или просто вас выслушать. Расскажите, что интересного произошло у вас на работе или что вы делали в школе, когда были ребенком, какие эмоции вы испытывали на протяжении дня. С большой вероятностью ребенок откликнется на вашу историю, и вы узнаете, как прошел его день в школе.

Не задавайте общих вопросов, на которые можно ответить одним словом

<figure> <figcaption></figcaption> </figure>

Задавайте открытые вопросы, ответить на которые односложно будет затруднительно. Например: «Что вы делали на первом уроке?», «С кем ты сегодня подружился?» Таким образом вы поможете ребенку вспомнить, что же именно произошло с ним в школе.

Задайте вопрос без зрительного контакта

<figure> <figcaption></figcaption> </figure>

На первый взгляд такой способ может показаться нелогичным, однако Варда Мейерс Эпштейн, эксперт по воспитанию, говорит: «Зрительный контакт заставляет детей чувствовать тревогу, поэтому они закрываются и не реагируют на вопросы». Отсутствие прямого зрительного контакта поможет застенчивому ребенку расслабиться, он не будет чувствовать себя «под прицелом».

Бонус: конкретные вопросы, которые вы можете задать своему ребенку

  • Какой урок тебе понравился больше всего и почему?
  • Что самое интересное рассказал учитель?
  • Что тебя вдохновило сегодня?
  • На каком уроке ты чувствовал себя уверенным?
  • Если бы ты мог заменить в школе какой-то предмет, то какой?
  • Что тебя рассмешило?
  • Если бы ты оказался на необитаемом острове с одноклассником, то кто бы это был и почему?
  • Что твой учитель сегодня сказал такого, что заставило тебя задуматься?
  • Когда я ходил в школу, было несколько детей, которые были немного грубыми, они дразнили других детей и плохо себя вели. Ты замечал что-нибудь подобное в своей школе?
  • Было ли что-то, о чем бы ты хотел узнать сегодня, но у тебя не было времени спросить учителя?
  • Какое твое любимое место в школе?

    <font color="#3366ff">Ваш  ребенок пятиклассник.</font>

    <font color="#3366ff">РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ</font>

    <font color="#3366ff">в период адаптации в 5 классе</font>

    Ваш ребенок уже в 5-ом классе. Начальная школа позади, и ребенок взял с собой в среднее звено багаж хороших прочных знаний, стабильную успеваемость, умение общаться и хорошее здоровье, чтобы покорять новые вершины.

    Для ребенка-пятиклассника, еще маленького среди учащихся среднего и старшего звена, но одновременно  повзрослевшего за лето, очень важно чувство социальной  успешности, которая даёт ребенку желание стараться, быть лучше и осваивать новое в школе.

    Процесс АДАПТАЦИИ к новому режиму обучения, к изменившимся методическим требованиям, к новым социальным, школьным, семейным правилам, для ребёнка - есть сложный  и неоднозначный процесс, который требует времени для физиологического и психологического привыкания ребёнка и внимательного, терпимого отношения взрослых.

    <font color="#ff6600">С какими же трудностями сталкиваются родители в первые месяцы обучения детей в 5 классе?</font>

    Если ниже перечисленные проблемные ситуации возникли у Вас с ребенком, то эта брошюра для Вас!

     - Ребенок стал показывать низкие результаты по успеваемости, оценки ниже, чем в начальной школе.

     - Ребенок стал больше конфликтовать как со сверстниками, так и со взрослыми.

     - В семье чувствуется противостояние, демонстративность в поведении ребенка.

     - Возможно, и наоборот, ребенок стал более инфантильным, вернулся к «дошкольным» моделям поведения: непривычные требования внимания к себе, желание больших телесных контактов (обнимания, забираться на колени и пр.)в начальной школе.

    роцесс.

     - Нарушение сна и аппетита, нежелание идти в школу.

     - Проявление, усиление невротических симптомов: запинки в речи, навязчивые движения и др. (если имел место ранее поставленный диагноз)

     - Эмоциональная нестабильность: капризы, слёзы, спад настроения или в противоположность избыток  эмоционального перевозбуждения.

     - Частые жалобы ребенка  на самочувствие, простудные  и пр. заболевания.

    В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании расстраиваются, замыкаются в себе.

    <font color="#ff6600">Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть пятиклассники, у которых этот процесс сильно затягивается</font>

    Осложнения в адаптации вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни и со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать.

    <font color="#ff6600">Скорая помощь  в период   адаптации</font>

    Не паниковать!                                                           

    Обратиться для беседы к классному руководителю.                                          

    Привести  ребенка на приём к школьному врачу – невропатологу: врач, наблюдающий ребенка в течение обучения,  даст направления на обследование, врачебные рекомендации и, если будет необходимость, предложит стратегии поддерживающего лечения в адаптационный период.                                                                                   

    Обязательно связаться со школьным психологом, курирующим класс. Ваши наблюдения в семье помогут психологу более адресно составить направления коррекционной работы с Вашим ребенком.

             <font color="#ff6600">ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ:</font><font color="#ff6600">           </font>                                

    В этот период как никогда нужно чтобы ограничений, требований, запретов не было слишком много – будьте гибкими терпимыми в общении  с ребенком

    Больше наблюдайте, активно слушайте ребенка.

    Вы переживаете за ребенка и помогаете ему, но не показывайте ребенку свою озабоченность его школьными успехами: – тревожность передаётся ребёнку от родителей!                                                         

    Интересуйтесь школьной жизнью ребенка и смещайте фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, экскурсий.                                                    

    Подчеркивайте, выделяйте значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогайте ему тем самым обрести веру в себя. Это способствует снижению тревоги, а так как ребенок на уроках все же работает, то у него обязательно накапливаются достижения.                                                                      

    Таким образом, нельзя допустить, чтобы ребенок был замкнут на своих школьных неудачах, ему надо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен самоутверждаться. А это впоследствии положительно и продуктивно скажется на школьных делахи обеспечит более комфортную адаптацию 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.