Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

СППС информирует

Дата: 5 декабря 2015 в 10:08, Обновлено 8 сентября 2021 в 10:46
Автор: Ганчук В. В.

 

                                                                                                     

ГРАФИК

работы педагога-психолога

Ганчука Владимира Викторовича

Изображение

Понедельник                  08.00-15.30

Вторник                           08.00-15.30

Среда                               08.00-16.30

Четверг                            08.00-15.30

Пятница                           08.00-16.30

Суббота                           08.00-11.00

График проведения индивидуальных консультаций

Среда:12.00-15.00

Пятница:12.00-15.00

Перерыв:12:00-12.30

Телефон:68770

ГРАФИК

работы педагога социального

Сасковец  Ольги Викторовны

Изображение

Понедельник    8.00-12.00  

Вторник            8.00-12.00

Среда                 8.00-12.00

Четверг             8.00-12.00

Пятница            8.00-12.00

Проведение индивидуальных консультаций

Вторник             10.00-12.00

Среда                   10.00-12.00

Пятница             10.00-12.00

Телефон:68770

                                 

Служба экстренной психологической помощи "Телефон доверия"

Профилактика

<font color="#b22222" face="times new roman, times, serif">На этой стпранице вы можете познакомиться со следующими материалами:</font>

<font color="#b22222" face="times new roman, times, serif">Оценка суицидального риска</font>

Бывшие наркоманы показали на фото, как они изменились

Как помочь себе в горе

Игровая зависимость

Как правильно готовить домашнее задание

Стресс - что с ним делать?

Пиво - легкий наркотик?

Ещё раз о наркотиках

Что такое суицид

Как справиться с агрессией(тренинг)

О ценности жизни

Новое поколение

Берегите жизнь

О вреде пьянства

Осторожно конфликт

Аборт - это грех

Когда начинать профилактику наркомании

Рекомендации психолога

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

Предупреждение суицида

Оценка суицидального риска

В жизни каждого человека могут возникнуть проблемы, которые кажутся неразрешимыми, вызывают глубокие душевные переживания, тоску, тревогу и даже отчаяние

Вы можете получить профессиональную помощь в Березинском РСПЦ по телефону

5-14-11

Областная экстренная круглосуточная психологическая служба «Телефон доверия»

8-017-202-04-01

Республиканский «Телефон доверия» для наркологических пациентов  -

 8-801-100-21-21 (бесплатно)

Общенациональная детская линия помощи (работает как телефон доверия для детей и родителей, консультируют психологи и врачи) –

8-801-100-16-11 (круглосуточно, бесплатно)

Минский областной клинический центр «Психиатрия - наркология» - 8-017-315-00-00

Телефон горячей линии в Управлении по наркоконтролю и противодействию торговли людьми УВД Миноблисполкома – 8-801-100-51-51 (анонимно, бесплатно)       

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель председателя

Минского облисполкома

                                       И.Н.Макар

«08» декабря 2015 года

Методические рекомендации по своевременному выявлению и информированию специалистами учреждений образования о фактах насилия в отношении несовершеннолетних

Основным документом, защищающим права детей, является «Конвенция ООН о правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года). Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. В основу содержания деятельности по социально-правовой защите детей от жестокого обращения могут быть положены следующие положения Конвенции по защите прав детей: 

- право ребенка на уровень жизни, необходимый для гармоничного развития (ст. 6, 17, 27-31);

- ответственность родителей, лиц их заменяющих за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст. 3, 5, 18, 26);

- право ребенка на защиту от всех форм насилия (ст. 16, 19, 32-37).

Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь.

Для выявления фактов насилия в отношении несовершеннолетних законодательством Республики Беларусь определена система взаимодействия между органами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. В нее входят:  комиссии по делам несовершеннолетних, органы государственного управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по труду и социальной защите,  органы государственного управления здравоохранением, органы государственной службы занятости, органы внутренних дел, иные органы, учреждения и организации, в пределах своей компетенции осуществляющие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. №200-З "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и иными актами законодательства.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от насилия, принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Цель взаимного информирования – раннее выявление и профилактика случаев насилия с несовершеннолетними, своевременное оказание социально-правовой, медико-психологической помощи, обеспечение безопасности жизнедеятельности несовершеннолетних, подвергшихся насилию, повышение оперативности в получении информации о фактах  жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимых форм помощи различными субъектами системы профилактики в сфере их компетенции.

Особую роль в выявлении фактов насилия на ранних этапах играют специалисты учреждений образования, здравоохранения (в том числе для неорганизованных малолетних детей), которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени.

Поскольку сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.

Поводом для вмешательства специалистов и изучения ситуации в семье может быть:

- информация от ребенка;

- информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;

- информация от специалистов учреждений образования;

- информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

- результаты медицинского осмотра;

- дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.

1. Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних.

Работники учреждений образования должны обращать внимание на следующие особенности во внешности и поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему.

1.1. Физические признаки:

Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия).

Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

- ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;

- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;

- синяки и / или кровотечение в области половых органов или анального отверстия;

- жалобы на боль и зуд в области гениталий;

- повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;

- инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;

- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

- недержание мочи;

- болезни, передающиеся половым путем;

- беременность.

Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов.

1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка:

- странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;

- чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;

- сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;

- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;

- необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; мастурбация, трение о тело взрослого и др.).

1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении:

- трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

- внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;

- частая задумчивость, отстраненность;

- постоянная депрессивность, грустное настроение;

- нежелание принимать участие в подвижных играх;

- непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;

- чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;

- терроризирование младших детей и сверстников;

- чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;

- возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;

- отчуждение от братьев и сестер;

- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);

- рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;

- утрата туалетных навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).

1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

- прогулы занятий в учреждении образования;

- внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;

- неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);

- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

1.5. Изменения самосознания ребенка:

- снижение самооценки;

- отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;

- саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;

- мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.

1.6. Появление невротических и психосоматических симптомов:

- беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;

- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;

- сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;

- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);

- головная боль, боли в области желудка и сердца;

- навязчивые страхи;

- расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).

2. Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии:

- Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.

- Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.

- Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).

- Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.

- Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.

- Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.

- Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.

- Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.

- Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.

- Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.

- Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.

- Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел)) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».

- Обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).

- Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже, если нет видимых повреждений.

- Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать в обязательном сопровождении педагога.

- Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.

- После окончания разговора сделайте подробную запись.

- Помните: интересы ребенка выше всего остального!

2.1. Что делать, если насилие обнаружено в учреждении образования  или в ином социальном учреждении:

- Проведите разговор с жертвой насилия, руководствуясь следующим: скажите ребенку, что Вы хотите ему помочь, но не торопитесь быстро предлагать решения (заблуждение, часто встречающееся при разговорах с жертвами насилия, – желание как можно быстрее помочь ребенку).

- Обговорите с ребенком различные возможности, предложите посоветоваться со знающими людьми.

- Не обещайте никому не рассказывать об услышанном, но заверьте ребенка, что сначала Вы согласуете свои действия с ним. Обещайте постоянно его поддерживать.

- Уделите внимание следующему:

а) поддержке и обеспечению спокойствия пострадавшего ребенка;

б) гарантии безопасности различным причастным лицам;

в) прекращению обстоятельств, при которых происходит сексуальное насилие;

г) выявлению того, каким образом вести разговоры с насильником и каким образом принимать к насильнику меры;

д) ставить или не ставить в известность других детей из учреждения о случившемся, и каким образом это сделать;

е) как вести себя с прессой (ставить ли в известность, как вести разговор, если СМИ  узнали об этом);

ж) обеспечению поддержки привлеченных к делу специалистов; созданию продуманного плана действий по постановке в известность о случившемся различных причастных лиц.

Поскольку после обнаружения случая сексуального насилия складывается довольно сложная ситуация, рекомендуется использовать поэтапный план, включающий в себя вышеназванные и другие необходимые пункты. Составляя поэтапный план, учреждение фиксирует на бумаге договоренности и руководство к действиям. Среди всего прочего подобный план включает ответственных за выполнение мероприятий плана.

2.2. Чего не стоит делать:

- не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит);

- не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к специалисту, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.

2.3. Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним насилии, в значительной степени внушены насильником:

- страх, поскольку ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку, расскажет всем о каком-либо поступке и т.д.);

- низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми – нет, значит, я это заслужил);

- чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);

- отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);

- стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);

- отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);

- любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).

Алгоритм

деятельности специалистов учреждения образования в случае выявления сексуального насилия над ребенком

При выявлении случая насилия (либо подозрении о насилии) в отношении ребенка необходимо:

1. Учреждение образования:

- педагогу, выявившему факт насилия (либо при подозрении на насилие), немедленно проинформировать (в устной и письменной форме) руководителя учреждения образования о произошедшем;

- руководителю учреждения образования - незамедлительно сообщить по телефону (затем, в течение дня направить письменную информацию) о случившемся в органы охраны детства отдела образования, спорта и туризма райгорисполкомов для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка и органы внутренних дел для принятия мер реагирования;

- провести социальное расследование; признать несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;

- в целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего необходимо: совместно с заинтересованными службами (учреждения здравоохранения, образования, социального обслуживания, органов внутренних дел и др.) разработать индивидуальный план защиты прав и законных интересов  несовершеннолетнего, пострадавшего от насилия (в течение двух рабочих дней с момента получения информации), включая работу с семьей несовершеннолетнего.

Примечание: если насильник является членом семьи (отец, отчим, брат), то необходимо экстренно  изъять  ребенка из семьи.

2. Отдел образования, спорта и туризма:

- обследовать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего;

- при необходимости принять решение об изъятии ребенка из семьи;

- в течение трех рабочих дней с момента получения первичной информации письменно проинформировать управление образования Минского облисполкома, приложив следующие документы: акт обследования условий проживания несовершеннолетнего, информацию о семье, результаты проведенного социального расследования, копию выписки решения Совета профилактики, копию индивидуального плана либо решения об изъятии ребенка.

Согласовано

Начальник управления

образования Минского

облисполкома

      подпись   Г.Н.Казак

Согласовано

Заместитель начальника

главного управления

здравоохранения Минского облисполкома

  подпись       З.Б.Гозман

Согласовано

Вриод начальника

управления внутренних

дел Минского облисполкома

   подпись      В.Л.Мурин

Здоровый образ жизни

Здоровье — это состояние полного физического, психологического и социального равновесия и благополучия. Известно, что наше здоровье на 10% определяют наши гены, на 20% окружающая среда, в которой мы живём, ещё 10% уровень медицинского обслуживания, а остальные 60% — здоровый образ жизни.

Получается, чтобы иметь хорошее здоровье важно знать и использовать основные принципы здорового образа жизни:

 1. Крепкое здоровье обеспечивает нам долголетие. Значит, будет время многое увидеть и узнать.

2. Люди, ведущие здоровый образ жизни, позитивны и успешны. Им легко удается сделать карьеру или развить собственный бизнес. Кроме того, во многих известных компаниях берут на работу исключительно людей без вредных привычек.

3. Все хотят быть красивыми. Здоровый образ жизни автоматически дает вам красивый цвет лица, здоровую гладкую кожу, яркие, блестящие глаза, крепкие зубы, на щеках румянец, крепкие и густые волосы , подтянутую фигуру, энергия бьет через край. Здорово!

4. Все хотят иметь здоровых детей. Но здоровые дети рождаются у здоровых родителей.

 5. Сигареты и алкоголь обходятся слишком дорого! Этой суммы хватило бы и на абонемент в фитнесс-клуб, и на массаж.

6. Лекарства не устраняют коренную причину заболевания, оказывают вредное воздействие на ваши почки и печень.

 А здоровый образ жизни повышает ваш иммунитет, вы забудете про болезни и сбережете ваши деньги и вашу печень.

7. Полезная еда – лучшее лекарство для организма. Она оказывает огромное влияние на наше здоровье. Многих болезней можно избежать, если исключить вредные продукты из нашего повседневного рациона. Канцерогенная еда обычно вкусная, но разве стоит минутное удовольствие вашего здоровья и жизни? А свежие фрукты, овощи и орешки – дают нам силы на целый день.

Какие обстоятельства мешают вам поддерживать свое здоровье в приличном состоянии? Только ваша воля! Исключите вредные привычки, малоподвижный образ жизни и  неправильное питание!

Природа наделила каждого человека его телом и разумом. И если кому-то нравится тратить свое время на больничные кровати, лечение от болезней (следствие наличия у него вредных привычек), постоянные стрессы и конфликты с окружающими, то это его выбор. А вести здоровый образ жизни или нет, это, несомненно, выбор каждого из нас.

 Изменение мировоззрения в сторону поддержания здоровья — первый шаг в сторону длинной и счастливой жизни.

Каждый из нас вправе выбирать жизнь, которая делает его счастливым!

STOP!

«СПАЙСЫ»:

какую опасность представляют курительные смеси?

Что такое «Спайсы»?

В последнее время  в подростковой среде начали активно распространяться так называемые «курительные смеси» под торговым названием «Спайс» (так называлось вещество в фантастическом романе Фрэнка Герберта «Дюна», вдыхание которого вызывало яркие галлюцинации). Продавцы этих смесей зазывают яркими ощущениями, полной безвредностью для здоровья и легальностью. Однако это не так. 

Травяные курительные смеси («спайсы», «арома-миксы») – это синтетические курительные смеси, обладающие психоактивным действием, аналогичным действию марихуаны. Поставляются в продажу в виде травы с нанесенным химическим наркотическим веществом (синтетическими каннабиноидами). Именно это вещество вызывает зависимость, сравнимую по силе с внутривенными наркотиками, и может привести к внезапной смерти при передозировке и развитию галлюцинаций.

 «Спайсы» обычно расфасованы в пакетики из фольги или полиэтилена с субстанцией зеленоватого, зеленовато-желтого, зеленовато-коричневого цветов, возможно наличие разнообразных надписей и рисунков на пакетиках. Обнаружив у члена своей семьи или друга подобную упаковку с яркой этикеткой, обратите на нее должное внимание.

Влияние курительных смесей на организм человека 

Систематическое курение смесей приводит к необратимым деструктивным процессам в организме человека:

- снижается внимание, ухудшается память, замедляется мыслительная деятельность, теряется контроль над эмоциями (частые перепады настроения, появляется склонность к депрессиям, суициду;

- возникают психозы, психические нарушения различной степени тяжести вплоть до полного распада личности (подобные при шизофрении);

 - снижается иммунитет, возникает импотенция (у юношей), нарушается гормональный фон (у девушек);

 - повышается риск развития сахарного диабета, рака легких и т. д.;

 - поражается сердечно-сосудистая система;

-  отравление от передозировки, смерть.

Воздействие курительных смесей со временем может навсегда изменить личность человека, привести к тяжелой инвалидности, превратить его в наркозависимого больного.

Среди социальных последствий курения смесей можно выделить: проблемы в семье, на учебе, работе, равнодушие к себе и своему будущему, ослабление воли, потеря смысла жизни, связь с криминальными кругами, воровство, риск вовлечения в незаконный оборот наркотиков и т.д. 

Как выявить?

Главная опасность данных наркотиков – их доступность и простота употребления.

Признаки употребления курительных смесей

Действие наркотика может длиться от 20 минут до нескольких часов.

-Сопровождается кашлем (обжигает слизистую);

-Сухостью во рту (требуется постоянное употребление жидкости);

-Мутный либо покрасневший белок глаз (важный признак! Наркоманы знают о нем, поэтому носят с собой глазные капли);

-Нарушение координации;

-Дефект речи (заторможенность, эффект вытянутой магнитофонной пленки);

-Заторможенность мышления;

-Неподвижность, застывание в одной позе при полном молчании (если сильно обкурился, минут на 20-30);

-Бледность кожных покровов;

-Учащенный пульс;

-Приступы смеха, потеря контроля над эмоциями, перепады настроения;

-Изменения зрительного и слухового восприятия (галлюцинации).

Что делать? 

            Если вы обнаружили у своего ребенка или друга признаки употребления курительных смесей, внимательно наблюдайте за его физическим состоянием, настроением, времяпрепровождением и окружением. В случаях эпизодического, однократного курения «Спайса» подростка еще можно остановить, поговорив по душам, разъяснив, что «Спайс» – это наркотик такой же силы, как героин, что его употребление смертельно опасно и приводит к наркомании. Почитайте вместе с ним в Интернете статьи на тему «Смерть от Спайса», «Самоубийство под Спайсом» и др. – и вы, может быть, раскроете подростку глаза на то, что употребляя этот наркотик, он ходит по лезвию ножа. 

Коварство «Спайса» еще и в том, что он быстро вызывает привыкание, причем такой же силы, как героин или кокаин. В течение полугода потребления он так сильно затягивает, что самостоятельно бросить его уже невозможно. Если вы заметили, что ваш ребенок или знакомый курит «Спайс», стал агрессивным, раздражительным, у него появился специфический круг друзей – таких же любителей «побалдеть», он начал пропускать учёбу, брать без разрешения деньги – пора бить тревогу. Сами с этой бедой вы не справитесь – наркотическая зависимость очень сильная. Не стесняйтесь обращаться к подростковому наркологу, психологу, поговорите с классным руководителем. Помните, что закрыть глаза на эту беду не удастся, а ваше бездействие может обернуться страшной трагедией.

 

Подростки ищут ярких эмоций в «собачьем кайфе»

— Как мы узнали? Приходит счастливый ребенок и радостно спрашивает: «Мама, а ты знаешь, что такое «собачий кайф»? — Ирина Степанова вместе с дочкой Лизой решили рассказать об этом опасном увлечении подростков при условии анонимности, поэтому имена их изменены. Они сидят друг напротив друга, Лиза теребит край футболки и стеснительно улыбается, время от времени поглядывая на маму.

Услышав вопрос из уст дочери, Ирина все сразу поняла и почувствовала напряжение.

— Один из сюжетов программы «Битва экстрасенсов» был посвящен расследованию гибели мальчика, который сначала баловался «собачьим кайфом» с друзьями в школе, а потом решил попробовать сам, будучи один дома. Не смог вовремя снять удавку. Задохнулся. Поэтому моей первой мыслью стало — как плохо это все могло закончиться…

Игры с асфиксией (удушьем) — умышленное перекрытие доступа кислорода к мозгу с целью вызвать кратковременный обморок и состояние эйфории. Имеется множество жаргонных названий этих игр, из русских самое распространенное — «собачий кайф».

Игры с асфиксией (удушьем) — умышленное перекрытие доступа кислорода к мозгу с целью вызвать кратковременный обморок и состояние эйфории. Имеется множество жаргонных названий этих игр, из русских самое распространенное — «собачий кайф».

Все вижу, но не понимаю

Об изменении состояния сознания с помощью пережатия сонной артерии известно уже более полувека. Подобным образом любили «развлекаться» и в советских лагерях, и в перестроечное время, и в начале нулевых. Не скрою, что и я, будучи подростком, пробовала это делать в лагере имени Гагарина. Только у нас это называлось не «собачьим кайфом», а просто «усыпить», и мы не пережимали сонную артерию, а особым способом давили на грудь. А ведь тогда не было интернета, который сегодня обвиняют в распространении вредоносной информации. И осмелюсь предположить, что взрослые даже представить не могут, сколько детей хотя бы раз пробовали испытать «собачий кайф».

— Узнал я от друзей и испытал тоже по просьбе друзей, — пишет мне 15­летний Влад Кельман из Саранска, отвечая на вопрос, почему он делал себе «собачий кайф». — Что испытываешь? Ты как бы оказываешься во сне, теряешь над собой контроль, а после как будто рождаешься заново. Но больше делать это я не хочу, потому что боюсь.

Лизе же всего одиннадцать лет. Но узнала она о такой игре гораздо раньше (именно игрой девочка называет «собачий кайф», также его именуют практически повсеместно, используя понятие «игры с асфиксией»).

— Впервые услышала об этом несколько лет назад. Мы играли во дворе и мальчик меня как бы душил. В шутку было, — рассказывает девочка. — Я упала и заснула. Когда открыла глаза, подружка сказала, что получилось как в «собачьем кайфе» и рассказала об игре.

И вот нынче Лиза вдруг вспоминает это, рассказывает друзьям и дети пробуют «сон на яву», сжимая горло друг друга на несколько секунд. Все это — в детском лагере. Естественно, пока взрослые не видят.

— Я чувствую, что падаю, все вижу, но не в сознании будто, не понимаю. Меня щекотят, а я думаю, что меня комар кусает. И когда сильно начинали щекотать, я просыпалась. То есть через несколько минут. Голова кружится и такое ощущение… мерзкое. Все дрожит, — описывает девочка свое состояние. — Лёша не падал, как я. Сползал по стене медленно, а потом сам ложился. Говорил что-­то, ногами дрыгал, смешно было, сам смеялся, говоря: «Фуу, противно! Фуу, ненавижу!» На следующий день я сказала мальчикам, что так делать нельзя.

Мама объяснила Лизе, что это за «игра», чем она может обернуться. Вместе они посмотрели запись «Битвы экстрасенсов», и девочка поверила — это опасно. Но Ирина Степанова уверена, Лиза — всего лишь одна из неизвестного числа вовлеченных в игру подростков.

Или глюк выдаст, или вообще сгорит

С физиологической точки зрения, яркие ощущения на несколько минут объясняются просто. В результате надавливания на сонную артерию мозг престает получать кислород и выдает отключившемуся сознанию различные картинки. Когда шею отпускают, кровь резко приливает к голове, и человек временно впадает в состояние эйфории или видит галлюцинации.

Медики при этом предупреждают: чем больше и чаще мозг будет недополучать кислорода, тем хуже он будет работать.

— Если передавить сонную артерию, по которой к головному мозгу поступает кровь, а вместе с ней и кислород, то кровоток резко обедняется, и в клетках мозга происходят изменения, — поясняет врач­невролог Ксения Шиленина. — Нарушается все — вплоть до структуры ядра. Если гипоксия, то есть кислородное голодание, продолжалось достаточно долго, хотя все это весьма относительно, потому что долго мозг без кислорода работать не может, то естественно, клетки разрушаются и в мозге появляются мертвые участки, которые не работают — участки ишемии. Отсюда — необратимые изменения.

Могут развиться структурные нарушения сосудов и тканей мозга. Как следствие — раздражительность и даже агрессия, утомляемость, бессонница, расстройства памяти, нарушение интеллекта. Одним словом, ребенок может стать «тормозом». Нередко плата за «удовольствие» бывает весьма высока — потеря зрения, снижение интеллекта, инвалидность или даже смерть.

— 5-6 минут — это время, которое мозг может обходиться без воздуха. Если оно прошло, и кровоток не восстановился, то может быть все — вплоть до комы и смерти, — говорит Ксения Шиленина.

При этом так называемые правила «собачьего кайфа» — глубокое заблуждение. Сделать это безопасно невозможно. Изменений мы можем и не увидеть сразу, но они аукнуться в последствии.

— Без последствий частая и дикая ловля «кайфа» не пройдет. Клетки реально гибнут, — говорит врач­терапевт Василий Салмин. — Любая гипоксия опасна. Даже если клетки не погибнут после такого стресса, рассчитывать на то, что они будут функционировать в полной мере, нельзя.

Если попросту — мозг старится. И психолог Марина Быкова приводит элементарное сравнение:

— Мозг — это как процессор компьютера. Если по нему бить битой, пинать, поливать водой, резко выдергивать из розетки и включать обратно, чтобы посмотреть что же будет, то ничего доброго не выйдет. Нам дан один процессор на всю жизнь. И он отвечает за все, начиная с того, как вы мочу держите, заканчивая мыслительными процессами. «Собачий кайф» — это добровольное причинение вреда здоровью. Надо понимать, с чем ты играешь. Из розетки выключил, включил и ждешь, когда процессор перезагрузится. А неизвестно, загрузится ли он. Или глюк выдаст, или вообще сгорит.

Потеря контроля — самое страшное

Испуг Ирины Степановой объясним. Узнав о таком баловстве дочери, она как мать сделал все, что могла.

— Это же дети, — говорит она. — Они не чувствуют грани, не знают, что делать, если вдруг что­то пойдет не так. И мы тут не можем не запретить, не отследить — только доверительно поговорить. Тут ведь не может быть наказания — если ты это сделаешь, то я тебе такое устрою! Ребенок должен понимать, что если он так сделает, то его может просто не стать. Хотелось, чтобы и другие родители обратили на это внимание. И педагоги в школах, лагерях — тоже.

<blockquote style="box-sizing: border-box; float: left; width: 220px; padding: 16px; border-width: 1px 1px 5px; border-style: dotted dotted solid; border-color: rgb(170, 170, 170); margin: 7px 20px 20px 0px;">

 Статистика о погибших и неврологических нарушениях носит противоречивый характер. Многие считают, что смертность значительно занижена из-за внешней схожести с самоубийством.

</blockquote>

Опасными играми увлекаются в основном подростки 10-15 лет. По словам психолога Марины Быковой, в этом возрасте ребенок все проверяет на прочность, в том числе и себя. Как специалист она уверена, что такие вещи проделывают дети, у которых не очень хорошие отношения в семье.

— У нас в школе была такая «игра», но мне никогда в голову не приходило проделывать это с собой. Экстремальные игры часто делаются «на слабо», — говорит она. — Все хотят переплюнуть друг друга. И больше всего меня пугает, что «собачий кайф» описывается чуть ли не как норма. Игра! А почему не говорится, что это игра со смертью? В психологии есть методики, основанные на дыхании, на измененном сознании, но все они проводятся под колоссальным наблюдением. Проводят специалисты, правильно выводят из этого состояния. Абы кто эти вещи не имеет права делать.

Почему возникает зависимость от кратковременных ярких ощущений?

— Так устроена психика, — говорит Марина Быкова. — Мы ищем удовольствий постоянно. Кто-­то шоколад ест, а кто-то… душится. «Собачий кайф» дает определенные ощущения на пределе возможностей. И самое страшное здесь — потеря контроля. Мальчик из «Битвы экстрасенсов» — он думал, что сориентируется, справится, но потерял контроль.

Марина Леонидовна советует родителям насторожиться, если они заметили у своего ребенка вялость, раздражительность, бледность, следы на шее.

— И я всегда говорю: в возрасте, когда сил много, а ума — не очень, нужен родительский контроль, — говорит психолог. — Невзирая на занятость, проверяйте, с кем общается ребенок, на каких сайтах сидит, в каких группах в соцсетях состоит. Потом ребенок спасибо скажет. Морали читать бесполезно, а вот к психологу отвести лишним не будет. Главное — вовремя забить тревогу, чтобы избежать печальных последствий.

В Первоуральске, как уверили нас в следственном комитете, смертельных случаев от подобных игр на грани никогда не было.

— Но ситуация эта очень серьезная, — отметили сотрудники в телефонном разговоре. — Это очень опасное баловство.

Поэтому совет родителям — если вы узнали, что это имеет место быть — сообщите в полицию. 

Городской ресурсный центр 

г. Минск, пр. Независимости, 46

 тел. (017) 284-50-96,http://rcpom.edu.by

Опять в школу… Помогаем ребенку адаптироваться после каникул

Школьники любого возраста обязательно проходят период адаптации к школе. Причем этот период длится достаточно долго: у первоклашек - 1,5 месяца, у пятиклассников - месяц, учащиеся остальных классов привыкают к школе 2-3 недели. Большая ошибка педагогов и родителей заключается в том, что они считают, что этого периода нет. По их мнению, ребенок должен проучиться два-три дня и привыкнуть. На деле все гораздо сложнее.

С началом учебы коренным образом меняется образ жизни ребенка. Три летних месяца он отдыхал, спал сколько хотел и гулял когда хотел, а теперь ему необходимо учиться, подчиняться жестким требованиям педагога и выполнять домашние задания. При этом его время должно быть расписано по минутам, а сделать это безумно сложно. Если даже взрослому человеку требуется неделя, чтобы включиться в работу после отпуска, что говорить про ребенка... В результате могут возникать различные трудности. У детей старше 10-12 лет они носят психологический характер, а вот младшие школьники могут испытывать и проблемы со здоровьем.

Помогать ребенку втягиваться в учебный процесс после длительных летних каникул лучше заблаговременно.

1. Режим  Постарайтесь хотя бы в последние 3-4 дня каникул приблизить режим дня к школьному. каникул начинайте каждый день будить и отправлять ребенка спать на 15- 20 минут раньше. Возможно, для этого придется настоять на том, что фильм, который заканчивается в 23.30, ребенок смотреть не будет. Пообещайте, что он сможет посмотреть его завтра, при дневном повторе. Вытерпите все эти «Ну, мама, пожалуйста! » и «Я на тебя обиделся». Вы-то знаете, что так действительно будет лучше.

Предложите интересную замену фильму: например, перед сном поиграйте в спокойную настольную игру, погуляйте в парке, обсудите вместе прочитанную книжку или сами сочините историю.

Предложите интересную замену фильму: например, перед сном поиграйте в такую игру.

«Мне нравится, что ты…»

Эта игра – почти волшебная. Она может помочь достигнуть нового уровня взаимопонимания между вами. В ходе игры и ребенок и родители испытывают очень теплые чувства.

Надо взять любую мягкую игрушку и передавать ее друг другу со словами: «Мне нравится, что ты…» За один раз можно заканчивать фразу только одной мыслью, например: «Мне нравится, что ты хорошо рисуешь».

Мама может услышать от ребенка, что ему нравится, что мама «добрая, дает конфеты, покупает игрушки и т.д.» А ребенку можно сказать, что вам нравится, что он «хороший помощник, никогда не обижает младших, любит читать и т.д.» Чем больше будет таких высказывааний, тем лучше. Понятно, что в этой иггре выигрывают двое.

На следующий день вы можете сыграть в «Я хочу, чтобы ты…». Вчера вы подготовили почву, здорово похвалив друг друга, и теперь можете пожелать, что бы вы оба хотели. Думаю, что ваш ребенок нисколько не пожалеет о пропущенном фильме и еще долго будет вспоминать, как вы играли.

Для большинства детей важно и то, как их будят. Предложите своему ребенку подобрать любимую мелодию на мобильном телефоне, которая будет служить в качестве будильника. Просыпаться в таком случае будет чуть легче и приятней.

2. Сон. К 6 годам большинство детей уже не спят днем, а ночной сон у них по-прежнему равен 11 часам. Десятилетний ребенок спит в среднем 10 часов, а подростки 15-19 лет по 7,5-8,5 часов...

 Особенно важен здоровый полноценный и достаточно продолжительный сон. Доказано, что ученики, которые высыпаются вволю, гораздо лучше учатся и не конфликтуют с окружающими. Ни в коем случае нельзя за счет сна экономить время. Ни засиживаться до полуночи за выполнением домашних заданий, ни тем более, загружать нервную систему ребенка на сон грядущий телевизором или компьютерными играми. Помогите с соблюдением режима дня ненавязчиво.

3. Перед началом нового учебного года обязательно проверьте у детей зрение

4. Вернувшись домой с отдыха, организуйте день так, чтобы у школьника были и свои небольшие, но повседневные обязанности: вынести мусор, подмести пол, выгулять собаку и т.д. При этом важно не забывать про похвалу. Дайте понять ребенку, что его помощь в семье ценят.

5. Покупка школьных принадлежностей, одежды для школы – занятие, как правило, приятное и в тоже время настраивающее на учебный лад. Не откладывайте покупку одежды и принадлежностей для школы на последний момент. Шум и сутолока в магазинах лишь увеличат школьную тревожность и утомляемость ребёнка. Да и выбрать необходимыевещи будет гораздо сложнее. Магазины в это время стараются продать под ажиотаж весь залежалый товар. В поход по магазинам отправляйтесь только вместе с ребенком. Это поможет не ошибиться с размером, избежать возможных конфликтов из-за разногласий во вкусах и поможете сыну или дочке потихоньку привыкнуть к мысли, что скоро начнётся учебное время.

Сделайте подготовку к учебному году увлекательным занятием. Приобретая тетрадки, дневник и другие канцтовары, позвольте школьнику принять непосредственное участие в выборе этих товаров.

Как избежать конфликтов и капризов в магазинах, если ребенок хочет самостоятельно выбрать себе вещи для школы, а вы знаете, что материально всё это не потянете?! Предоставьте ребёнку свободу выбора, но свободу ограниченную. Например, вы с ребёнком в магазине выбираете новый школьный рюкзак. Найдите несколько подходящих по цене моделей и предложите ребёнку выбрать самостоятельно себе портфель.  Ребёнок, думая, что он именно сам выбрал себе покупку, спокойно найдёт подходящий вариант, а вы сохраните нервы и деньги.

6. Будет не лишним обсудить режим дня школьника вместе с ребенком, учесть его пожелания. Добавить немножко творчества и игры. И в конечном итоге организовать распорядок так, чтобы ребенок получал удовольствие от каждого прожитого дня, даже несмотря на то, что летние каникулы остались позади.

7. Ребенок должен гулять на свежем воздухе. Младшим школьникам ежедневно положено проводить на воздухе 3,5 часа, ученикам средней школы - 2 часа, а старшеклассникам - 1,5 часа. Без воздуха вообще нельзя говорить о нормальном развитии ребенка.

8. Правильное питание. Холин и лецитин – защитники и строители нервной системы. Продукты, богатые этими веществами (яйца, печень, рыба, а также молоко) считаются “пищей мозга”. Не каждый ребенок соглашается есть печень или рыбу, но большинство любят яйца и молоко. Если же ребенок невосприимчив к молоку и при этом ест мало мяса и не любит рыбу, родителям, возможно, придется покупать в аптеке добавки лецитина и холина и придумывать блюда, в которые можно было бы их добавить. Также важно, чтобы в рационе ребенка наряду с полноценной нормальной белковой пищей присутствовал такой элемент, как магний. Он содержится в орехах, семечках, какао, гречке, богаты им также рожь, овес и зародыши пшеницы, бобовые, включая арахис, печеный картофель, бананы, шпинат и другая зелень.

9. Капризы и протесты на тему: «Не хочу идти в школу», «Не буду делать уроки» пресекайте мягко, но настойчиво. Если объяснения не действуют, позвольте школьнику попасть в неловкое положение - опоздать на занятия или пойти в школу с невыполненным домашним заданием. Замечание со стороны учителя и всеобщее внимание класса порой действует лучше родительских увещеваний.

8. Создавайте ситуацию успеха. В первые недели после каникул не требуйте от него слишком строго хороших оценок. Встречая сына или дочь после школы, в первую очередь следует интересоваться не тем, какие оценки они получили, а что интересного узнали, что им понравилось больше всего. Важно, чтобы дети воспринимали учебу не как способ получения положительных оценок, а как бесконечный процесс познания. И если ребенок после долгих летних каникул благополучно адаптируется к учебе, если через неделю и через месяц он идет в школу с тем же удовольствием, значит, и мы, взрослые, можем поставить себе пять баллов. Создавайте для ребёнка ситуацию успеха. Стресс будет затяжным, если он вызван бесплодными усилиями и постоянными неудачами.

4. Окружите ребёнка заботой и пониманием. Постарайтесь вместе с сыном или дочерью обсудить их состояние, выяснить причины и найти подходящее решение для уменьшения тревоги и беспокойства. Менее болезненно переносятся стрессовые ситуации, если ребенок окружен пониманием, находится в нормальной семейной обстановке.

5. Не надо пугать ребёнка наказанием учителя, если он не успел прочитать необходимые книги, не выполнил задание на лето. Ведь все упражнения даются учителями лишь в качестве рекомендаций.

Посвятите во второй половине августа 30 минут в день повторению наиболее сложным для ребёнка предметов. Занятия должны проходить в доброжелательной форме, без криков. Помните, все имеют  право на ошибки. Хвалите ребёнка за любую мелочь. Это придаст ему уверенности в своих силах и поможет повысить работоспособность.

За лето детская рука забывает, как писать, и скорость письма в начале года существенно отличается от весенних показателей. Попишите с ребенком диктанты, лучше если в этот процесс включится вся семья от папы до бабушки. Разные голоса приучают подстраиваться, а значит, сосредоточиваться. Чтобы «оживить» мелкую моторику пальцев перед занятиями, полезны будут совместные семейные художества — лепка, музицирование, рисование. А еще лучше, если всей семьей включая папу и бабушку, вы будете тренироваться в написании диктантов, в шуточной форме сравнивая ошибки и выявляя победителей.

6. Даже в самых сплочённых коллективах в первые недели после каникул школьники заново выстраивают межличностные отношения, поэтому очень важно, чтобы ребенок шел в школу уверенным, не ущемленным. Подумайте, будет ли что интересного рассказать Вашему ребёнку или чем-то “похвастаться по-доброму”?

7. Новые отношения ребёнок будет пробовать выстраивать и в семье. За лето, в результате естественных психических процессов, дети могут забыть некоторые правила поведения и общения. Кроме этого, ребёнок просто будет проверять взрослых: “А вдруг теперь можно вести себя так, как МНЕ хочется?”  Спокойно и твёрдо стойте на своём.

Постарайтесь вспомнить с ребёнком правила поведения и общения. Придумайте ему любые игровые ситуации и предложите школьнику самому найти выход из положения, помочь герою: “А как бы ты поступил?” Тогда правила не будут выглядеть нудными назиданиями взрослых. Ребёнок опять же будет считать, что выработал эти правила для себя сам, а проблемы с поведением сократятся до минимума.

Можно предложить детям самим сделать дома свой стенд или плакат с правилами. Пусть ребёнок сам составит их, обсудит с вами, напишет и украсит его, добавит туда расписание уроков и внешкольных занятий,  сделает себе режим дня, повесит свои награды и творческие работы. Это постепенно избавит взрослых от постоянных напоминаний и позволит ребёнку почувствовать себя более самостоятельным и собранным. Ведь он всегда может обратиться к своим записям. Это же могут сделать и родители, если ребёнок начнёт упрямиться или капризничать: “Я думаю, что ты должен сначала сделать уроки, а потом пойти в гости к Кириллу, потому что ты сам принял для себя эти правила, и я хочу доверять тебе, как взрослому.” Сразу скажу, что скандалы, крики, наказания здесь будут менее действенными.

8. С началом учебного года первое время не стоит загружать ребенка дополнительными занятиями в секциях и кружках. Время ребенка надо расписать так, чтобы он не бежал с одного урока на другой, едва переведя дух. Ребенок должен прийти из школы, пообедать, час-полтора отдохнуть и после этого идти на дополнительные занятия. При этом у него должно оставаться время и на выполнение домашних заданий, причем обязательно делать это днем. Примерно через 2 недели после начала учебного года можно добавить в режим дня ребёнка внешкольные занятия в кружках или секциях.

9. Старайтесь проводить с ребенком побольше времени вечером. Больше разговаривайте, задавайте вопросы о прошедшем дне. Не ограничивайтесь формальным родительским опросником: “Как поведение и оценки в школе? Что съел на обед?” Ребёнок должен чувствовать вашу заинтересованность его жизнью. Если Вы не хотите к подростковому возрасту растерять все хорошие отношения с ребёнком, постепенно приучайте его своими поступками к тому, что вы не только родитель, но и друг. Ведь подростки больше опираются на мнения друзей, чем родители. Такова уж их психология. Пусть ребёнок покажет Вам свои достижения и неудачи: тетради, дневник, свои рисунки и поделки. Обсудите новости, оценки и поделки, найдите для них место в комнате. Пусть ваш малыш расскажет вам о том, как зовут его друзей, новых учителей, с кем и во что он сегодня играл. Поинтересуйтесь правилами игры или планом выполнения поделки. Узнайте, а что он прочитал на уроках и дома. Пусть ребёнок кратко расскажет о прочитанном.  Обязательно проверьте выполнение всех домашних заданий: письменных и устных, даже, если ребёнок посещает ШПД.

Последний вечер каникул

От того, как вы проведете последний вечер каникул, будет зависеть, насколько просто будет привыкнуть ребенку к школе в следующей четверти.

Сделайте этот вечер спокойным. Поменьше упреков и ругани: «Все каникулы отдыхал, а про задания забыл!», «Даже портфель сам не можешь собрать!»

Помогите ребенку собрать портфель. Это не значит, что вы должны сделать это за него. Настаивайте, чтобы он открыл дневник и складывал тетради и учебники, глядя, какие предметы будут завтра. Понадеявшись на «хорошую» память, ваше чадо может в школе не досчитаться пары учебников. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы проверить, на месте ли все, что нужно.

Помогите подготовить одежду, которую завтра нужно будет надеть. Продумайте все до мелочей, повесьте в шкаф или на стул, чтобы в первое утро новой четверти не нужно было нервно искать колготки, юбки и пиджаки по всей квартире.

Постарайтесь, чтобы он захотел пойти в школу завтра. Может быть, вы были на увлекательной экскурсии или интересном представлении? Как здорово будет, если ребенок завтра расскажет об этом друзьям! Дочка получила в подарок красивую кофточку, о которой мечтала? Если в школе нет формы, пусть наденет завтра новый наряд! В общем, настройте ребенка так, чтобы он подумал: «А неплохо, что завтра в школу!»

От того, как вы проведете последний вечер каникул, будет зависеть, насколько просто будет привыкнуть ребенку к школе.

Первые недели школьной жизни

Не планируйте других изменений в жизни. Возможно, вы нашли новую студию, чтобы занять ребенка в свободное время, и он горит желанием туда ходить. Но пусть он начнет ее посещать по истечении первых 2-3 недель четверти. Какими бы позитивными ни были изменения, они требуют расхода психической энергии на привыкание к ним, а вашему ученику и так сейчас нелегко.

Продолжайте бывать на свежем воздухе. По возможности, сохраняйте прогулки в будние дни после школы или вечером, когда вы приходите домой с работы.

Обращайте внимание на жалобы ребенка на головную боль, боли в животе, усталость. Это не капризы. Если у вас есть такая возможность, устройте ребенку «внеплановый» выходной посреди недели. Но только не для того, чтобы он сидел за телевизором и компьютером! Сделайте этот день «днем здоровья»: вместе погуляйте в лесу, покатайтесь на роликах. Такой нежданный выходной отлично помогает снять усталость. Чтобы предотвратить злоупотребление ребенка вашей добротой, скажите, что такие дни здоровья будут каждый месяц, но не чаще. Если жалобы на недомогание остаются, покажите ребенка врачу.

Создайте дома спокойную и доброжелательную атмосферу. Вполне вероятно, что оценки в начале четверти вас не порадуют. Но лень и нежелание учиться тут ни при чем. Просто весь организм еще не настроился на учебный лад. Вместо того чтобы читать нотации, выразите уверенность в том, что скоро результаты станут лучше, ведь у вашего ребенка такой большой потенциал!

родители должны его морально поддержать, лучше говорить «Малыш, я знаю, ты справишься!», а не «Как? Ты до сих пор не сделал уроки!....»

Родители должны уважать ребенка - Заставлять не стоит. Любое принуждение - это насилие. Лучше с ней договориться - объяснить, что в детстве вы тоже стеснялись, что страх нужно обязательно преодолеть.

Не забывайте про ласку. говорят: если ребенка не гладить каждый день по голове, то у него «засыхает мозг». В ласке нуждаются не только малыши, но и школьники средних классов, и даже подростки. Доказано, что дети, которых родители часто гладят по голове, обнимают, целуют, более оптимистичны, сообразительны, открыты в общении.

Приласкайте своего ребенка, перед сном посидите с ним рядом несколько минут, почитайте книжку, скажите пару добрых слов, пожелайте спокойной ночи, и трудный завтрашний школьный день будет гораздо легче!

- Что вы посоветуете детям, которые излишне волнуются на занятиях, нервничают, когда им надо отвечать урок, выходить к доске?

- Чтобы справиться со стрессовым состоянием, надо научиться правильно дышать! Когда, например, учитель вызвал к доске, дети инстинктивно переходят на «заячье» дыхание. Зайцы в лесу, когда видят хищника, маскируются, пытаются затаиться и переходят на мелкое-мелкое дыхание – чтобы хвост не дрожал. Что в это время с организмом? В крови резко уменьшается содержание кислорода, а значит, уменьшается мозговая активность. В таком состоянии трудно вспомнить даже то, что знал! А как дышать правильно? Надо делать 2-3 вдоха и выдоха полной грудью до живота. И плечи должны расслабиться. Научите ребенка – пусть так делает, пока идет к доске. И ему сразу станет легче, он почувствует себя спокойнее, увереннее. Этот же прием поможет и взрослым – ведь не секрет, на работе стрессовые ситуации тоже часто встречаются.

От того, как мы реагируем на неудачи наших детей, зависит очень многое. Если у ребенка трудности, это не значит, что он плохой. В этой ситуация родители должны поддержать ребенка и найти возможность помочь. Родители ошибаются, когда с порога спрашивают «Что получил?». Ребенку поступает сигнал, что родителю все равно в каком он настроении, голоден ли он, болел ли. Со временем происходит следующее: ребенок начинает скрывать оценки. Получается, что взрослые наказывают школьника за свое разочарование. Это неправильная позиция. Это неудача ребенка, а не родителей. У малыша складывается стереотип  «двойка - я плохой, а учеба - это не весь я».

Поговорите с ребенком о том, что он ожидает от нового учебного года. Ведь переход из младшего звена в среднее или поступление в первый класс неизбежно связаны с разлукой: с привычным и родным классом или детсадовской группой, учителем, родителями.

Почувствовать себя более счастливым перед началом учебного года ребенку поможет семейный заключительный пикник. «Последний день лета» можно «обставить» шуточными ритуалами прощания с яркими насыщенными летними деньками и встречей продуктивного школьного времени.

Школьный стресс после каникул.    Симптомы, которые могут служить признаками того, что у ребенка возникли какие-то проблемы в школе, учебе; что должно насторожить родителей? Прежде всего, это беспокойный сон. Многие родители просто не обращают на это внимания. А бывает, что усугубляют ситуацию и говорят: «Когда тебе уроки учить или идти в школу, у тебя болит живот, а вот завтра воскресенье, и живот болеть не будет». Но они должны понять, что живот действительно болит из-за сильного напряжения, из-за тревоги или просто ребенку неуютно, что-то трудно дается. Еще один признак - страхи самого разного характера. Третий признак - близкие слезы, когда ребенок без видимой на то причины начинает плакать, особенно если до этого он никогда не был плаксивым. И вообще любые резкие перепады настроения - тоже ненормально. Родителям следует обратить внимание и на возникший консерватизм, например в еде. Мы имеем ввиду ситуации, когда ребенок вдруг ни с того ни с сего говорит, что будет есть только то, что привык, - сосиску или котлету, ничего нового не хочет.

Что делать в подобных ситуациях? Первая заповедь для родителей - уметь наблюдать за ребенком. Вторая - уметь говорить, слышать и слушать. Прогулка перед сном - самое подходящее время для разговора по душам, когда ребенок не боится, что вы будете его за что-то ругать. Важно очень тонко подойти к ситуации, выяснить, какие отношения с ребятами, как ведет себя учительница в классе, как учитель реагирует в тех случаях, когда дети ведут себя хорошо или, наоборот, плохо. Ребенок все расскажет, будьте уверены. Необходимо уметь правильно делать выводы из разговора. Наблюдать за ребенком надо не полчаса, а неделю или две.

Влияние телефонов, планшетов, компьютеров и других гаджетов на здоровье детей

Сегодня практически в любой семье есть и компьютер (планшет, ноутбук), а на нем – коллекция «игрушек». Для многих родителей компьютерные игры – «палочка-выручалочка»: включил – и ребенок тихо сидит за ними часами, не пристает, не скачет по квартире, не пропадает на улице неизвестно где и с кем. Любой ребенок в семье, где есть телефоны, планшеты, смартфоны и компьютеры, довольно рано начинает ими интересоваться.

Исследователи из российского центра электромагнитной безопасности утверждают, что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. Причем наиболее подвержен именно детский организм. Анализ групп детей показал, что если они регулярно используют планшеты и смартфоны, то отличаются рассеянным вниманием и снижением коэффициента развития интеллекта. Российские санитарные нормы не рекомендуют детям использовать гаджеты с высокочастотным электромагнитным излучением: телефоны, смартфоны, планшеты.

Помимо вреда от непосредственного излучения существуют и дополнительные факторы вреда здоровью от активного применения планшетов и других подобных устройств.

Во-первых, у детей часами проводящими за сенсорным экраном начинаются проблемы с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук. Наблюдались случаи, когда такие ребята не могут даже кинуть мяч по прямой линии, поскольку верхние конечности неадекватно реагируют на сигналы из головы.

Постоянное использование мышки может привести к тому, что у ребенка могут начать неметь и болеть пальцы правой руки (или левой, если он левша и держит мышку левой рукой). Это так называемый туннельный синдром – однообразная нагрузка на кисть приводит к сдавливанию нервов.

От компьютера ребенок не получит нужных сенсорных ощущений. К тому же мелкая моторика рук развивается намного меньше, чем при игре с настоящим конструктором, мозаикой.

Во-вторых, постоянное вглядывание в небольшие объекты на экранах смартфонов и планшетов развивает близорукость (особенно у тех, кто близко подносят экран к глазам), а сухость напряженных глаз может приводить к их воспалению и инфицированию.

В-третьих, регулярное применение планшетов и смартфонов вредно для позвоночника (особенно шейного отдела), который у детей еще имеет податливую структуру и быстро искривляется. Понаблюдайте, как ваш ребенок играет за компьютером: наверняка подолгу сидит в одной позе, с перекошенной спиной, уставившись в экран и не моргая… Вот то-то и оно.

И, в-четвертых, постоянный и неестественный наклон головы вниз и прижимание подбородка к шее может приводить к воспалительным процессам на коже и впоследствии к её более быстрому старению. В-пятых, у детей, много и часто играющих в «стрелялки», искажается мировосприятие:

1. ребенок ассоциирует себя с бессмертным компьютерным героем и привыкает к тому, что если его «убили», можно начать игру заново – чувство самосохранения притупляется, и вот уже на улице ему кажется, что он способен с легкостью и без риска для жизни совершить какой-нибудь головокружительный трюк;

2. ребенок начинает считать, что решение любых конфликтов с использованием силы и оружия – это норма, и даже не пытается уладить ссоры в реальной жизни мирным путем, просто не умеет этого делать;

3. за самые жестокие поступки и убийства герои компьютерных игр не несут ответственности – эта модель поведения переносится ребенком и на реальный мир: можно ударить, до крови избить соперника – и тебе ничего за это не будет! И если герой игры прыгает с высоты, не разбиваясь, или погибает и воскресает, имея в запасе несколько жизней, ребенок может попробовать повторить это в реальности, поставив себя на место неуязвимого героя. Уже известны случаи, когда компьютерная игра приводила в итоге к детскому суициду.

При этом не стоит думать, что уж ваша-то дочка, не играющая в кровопролитные игры, а увлеченная, скажем, «Веселой фермой» или «Салоном красоты», в полной психологической безопасности. Еще один аспект негативного влияния компьютерных игр на детей – игры убивают способность трудиться, прилагать усилия для достижения результата. Дети привыкают, что пара кликов мышкой решает любую проблему – и вот ты писаная красавица, твой компьютерный питомец накормлен и счастлив, ферма процветает.

Эту неправильную модель поведения они переносят потом и на реальную жизнь – отсюда депрессии, стрессы и истерики, когда что-то не получается с первого раза, когда нужно постараться, чтобы получилось. Последнее, такие игры вызывают зависимость у ребёнка.

Выявление зависимости у ребёнка

Как же определить, где та грань между здоровым интересом и зависимостью от гаджетов. Понять это несложно, понаблюдав за поведением ребенка и ответив на такие вопросы:

• Сколько по времени ребенок играет в компьютерные игры? Если больше часа в день – стоит задуматься.

• Может ли ребенок занять себя игрой без компьютера или планшета?

• Насколько легко можно отвлечь ребенка от компьютера, позвав его кушать, играть или спать?

• Любит ли ребенок рисовать на бумаге, читать книги или слушать мамино чтение либо же всему этому предпочитает компьютер?

• Может ли ребенок провести один или несколько дней, ни разу не заглянув в компьютер?

Исходя из честных ответов на эти вопросы, каждый родитель может понять, насколько влияние компьютерных игр на детей сильно в их случае.

Однозначно стоит обратить внимание на такие признаки: ваш сын или дочка, регулярно играющие в компьютерные игры, стали раздражительными, нервными, плохо управляемыми, появились истерики, которых раньше не было, приступы агрессии по пустяковым поводам, энурез…

Так психика ребенка может компенсировать нагрузку, которую она получает во время компьютерных игр. Напряжение и волнение, в котором находится ребенок, играющий, например, в «стрелялку», неожиданные повороты сюжета, сильное возбуждение не могут исчезнуть бесследно и проявляются потом вот в таких неожиданных для родителей изменениях поведения.

Психологические симптомы:

хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

невозможность остановиться;

увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

пренебрежение семьей и друзьями; ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

ложь членам семьи о своей деятельности.

Физические симптомы:

синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

сухость в глазах; головные боли по типу мигрени;

боли в спине;

нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

пренебрежение личной гигиеной;

расстройства сна, изменение режима сна.

Причины возникновения зависимости от гаджетов

Многие родители, беспокоясь о том, что сильное влияние компьютерных игр может пагубно отразиться на ребенке, забывают, что зачастую сами провоцируют появление зависимости. Поэтому важно понимать, почему дети начинают активно интересоваться компьютером или планшетом и забывают о других играх.Основные причины возникновения повышенного интереса к гаджетам можно выделить следующие:

• Часто мамы прибегают к помощи планшета, когда нужно накормить или усадить на горшок неусидчивого малыша либо же облегчить время, проведенное в транспорте, очереди и т.д. Для редких случаев это единственный выход (например, долгая поездка), однако ежедневное злоупотребление формирует стойкую привычку.

• Во многих семьях поощряется повышенный интерес ребенка ко всяческим кнопочкам. Малыш очень быстро понимает, как включить/выключить устройство, и родители ложно воспринимают это как признак раннего развития, все больше и больше давая ребенку играть с гаджетом. При этом взрослые лишь тешат свои амбиции, не думая о развития ребенка.

• Опасаясь жестоких игр, родители перенаправляют интерес ребенка на более спокойные и развивающие игрушки. При этом папы и мамы забывают регулировать время, проведенное за такими развлечениями. Влияние компьютерных игр на психику ребенка несколько снижается, однако зависимость от гаджета все равно формируется. Гораздо полезней было бы заменить обучение на компьютере рисованием или прогулкой.

• Нередко компьютер используется в качестве поощрения за хорошее поведение или проделанную работу, что также может сформировать зависимость. Ребенок воспринимает компьютерную игру как свое неотъемлемое право и отказывается замещать ее чем-либо или сокращать время, проводимое за ПК.

• Помимо всего вышесказанного вред от планшетов и смартфонов еще и носит социальный и психологический характер, так как они затягивают ребенка своими играми и мультимедийными приложениями, что мешает полноценному общению, а впоследствии делает несовершеннолетнего человека раздражительным и погруженным в виртуальный мир фантазий.

• Дети, с раннего возраста привыкшие к телефону, потом уже не смогут переключиться на более важные занятия: книги, игры на свежем воздухе и так далее. К сожалению, нынешние дети уже не проводят большинство свободного от школы времени на улице, в парках, на детских площадках за увлекательными играми как это было во времена их родителей и бабушек с дедушками. А ведь активный образ жизни – это залог здорового развития ребенка. Сейчас дети привыкли к просматриванию фильмов, видеороликов, игр на мобильных телефонах и планшетах, а также ноутбуках и айфонах. Но в этом ведь не вина детей. За развитием ребенка и их правильным воспитанием должны следить родители. Если родители не разрешают проводить время за ноутбуком или, уткнувшись в телефон или телевизор, то ребенок занимается чем-то другим, например чтением или играми на свежем воздухе.

Рекомендации для родителей

• В первую очередь закрепите в сознании ребенка, что пользоваться всей техникой нужно только с разрешения родителей, будь то телевизор, компьютер или планшет.

• В любом возрасте ребенок должен четко знать, какое количество времени в день ему можно проводить за компьютером или с планшетом. Это должно стать правилом, которое не обсуждается.

• Лучше всего купить ребенку специальный детский планшет или ноутбук, в котором установлены необходимые игры по возрасту и нет ничего лишнего.

• Для альтернативы гаджету у ребенка должно быть необходимое количество других игрушек, книг, наборов для творчества и для активных игр.

• Если ребенок мало интересуется чем-то, кроме компьютера, не переставайте предлагать ему новые и новые совместные игры и развлечения. Рано или поздно вы подберете ему игру по вкусу.

Не забывайте, что дети во всем берут пример с родителей, поэтому, чтобы заинтересовать ребенка полезной игрой, нужно играть в нее вместе с ним. Кроме того, не стоит на глазах у малыша играть в игры, увлечение которыми не принесет ему никакой пользы.

Что же можем сделать мы, родители, чтобы свести к минимуму отрицательное влияние компьютерных игр на своего ребенка? Ничего нового тут не придумать – интересуйтесь своим ребенком больше, проводите с ним время, показывайте ему, что есть другие формы досуга – спорт, книги, настольные игры, хобби.

Не дайте компьютерным персонажам воспитать вашего ребенка вместо вас!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.