Инженер по транспорту
Содержание труда:
- разработка технологических схем организации перевозок;
- определение рациональных сфер использования автомобильного транспорта и координация его работы с другими видами транспорта, выбор типа подвижного состава;
- расчет и анализ эксплуатационных показателей, определение маршрутов и графиков движения;
- исследование грузов и пассажиропотоков;
- составление технических заданий на проектирование транспортных средств.
Требования профессии к индивидуальным способностям и качествам специалиста:
- нервно-психическая устойчивость;
- аналитическое мышление;
- способность к концентрации и распределению внимания;
- хорошая долговременная и кратковременная память.
Требования профессии к личностным способностям и качествам специалиста:
- личная организованность;
- организаторские способности;
- инициативность, самостоятельность;
- усидчивость;
- ответственность.
Медицинские противопоказания:
- нервно-психические заболевания;
- заболевания опорно-двигательного аппарата;
- зрительного и слухового анализаторов;
- голосового аппарата.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
- Белорусский государственный университет транспорта - http://www.belsut.gomel.by
- Белорусский национальный технический университет - http://www.bntu.by
Инженер электроник
Содержание труда:
- обеспечивает правильную техническую эксплуатацию, бесперебойную работу электронного оборудования;
- участвует в разработке перспективных и текущих планов и графиков работы, технического обслуживания и ремонта оборудования, мероприятий по улучшению его эксплуатации и повышению эффективности;
- осуществляет подготовку электронно-вычислительных машин к работе, технический осмотр отдельных устройств и узлов, контролирует параметры и надежность электронных элементов оборудования, проводит тестовые проверки с целью своевременного обнаружения неисправностей;
- производит наладку элементов и блоков электронно-вычислительных машин;
- организует техническое обслуживание электронной техники, обеспечивает ее работоспособное состояние, рациональное использование;
- принимает меры по своевременному и качественному выполнению ремонтных работ согласно утвержденной документации;
- осуществляет контроль за проведением ремонта и испытаний электронного оборудования, за соблюдением инструкций по эксплуатации;
- участвует в проверке технического состояния электронного оборудования, проведении профилактических осмотров и текущего ремонта, приемке его из капитального ремонта;
- изучает возможность подключения дополнительных внешних устройств к электронно-вычислительным машинам с целью расширения их технических возможностей, создания вычислительных комплексов;
- ведет учет и анализирует показатели использования электронного оборудования, изучает режимы работы и условия его эксплуатации, разрабатывает нормативные материалы по эксплуатации;
- составляет заявки на электронное оборудование и запасные части к нему, техническую документацию на ремонт, отчеты о работе;
- осуществляет контроль за своевременным обеспечением электронной техники запасными частями и материалами, организует хранение радиоэлектронной аппаратуры.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
- Гродненский государственный университет им. Я. Купалы - http://www.grsu.by
- Белорусский национальный технический университет - http://www.bntu.by
- Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники - http://www.bsuir.by
Дефектолог
Область базовых знаний и их уровень: медицина, уровень высокий (теоретический), педагогика и психология, уровень средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область: педагогика
Условия работы: в помещении, сидячий
Доминирующие виды деятельности:
- воспитание и обучение детей, имеющих физические и умственные недостатки: олигофренопедагогика — воспитание и обучение умственно отсталых детей, сурдопедагогика — работа с глухими и слабослышащими детьми, тифлопедагогика — работа со слепыми и слабовидящими детьми, логопедия — постановка правильной и устной речи, исправление ее недостатков.
- работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по предупреждению и коррекции отдельных нарушений;
- отбор детей в специальные группы с учетом их отклонений;
- диагностика и последующая коррекция имеющихся нарушений у детей;
- составление программ деятельности специализированных учебно-воспитательных учреждений;
- организация деятельности учебно-воспитательных учреждений для детей с физическими и умственными недостатками;
- адаптация (подготовка) аномальных детей к жизни в обществе;
- разработка различных программ адаптации детей с отклонениями;
- подготовка детей, имеющих какие-либо нарушения, к трудовой деятельности.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
- умение грамотно выражать свои мысли (вербальные способности);
- навыки общения и взаимодействия с людьми;
- ораторские способности;
- хороший слух (способность улавливать мельчайшие изменения и особенности произношения различных звуков);
- хорошее владение артикуляцией (способность правильно пока-зать мимикой способы и особенности произношения слов и звуков);
- умение слушать и понимать других людей;
- тактичность;
- доброжелательность, этичность;
- бескорыстность;
- чуткость;
- хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти;
- высокий уровень концентрации и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на одном предмете при одновременном отключении от других и способность быстро переходить с одного вида деятельности на другой);
- логическое мышление;
- высокий уровень развития творческого мышления.
Личностные качества, интересы и склонности:
- умение слушать и понимать других людей;
- тактичность;
- доброжелательность, этичность;
- бескорыстность;
- чуткость;
- креативность (творческое начало)
- терпимость к недостаткам людей;
- внимательность;
- отзывчивость;
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- дефекты речи, слуха у специалиста данной профессии;
- необщительность;
- отсутствие склонности к работе с детьми;
- эмоциональная неуравновешенность;
- агрессивность;
- ригидность мышления (неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации).
Области применения профессиональных знаний:
- поликлиники;
- детские учебно-воспитательные учреждения (детские сады и школы, интернаты);
- специализированные детские сады для детей с недостатками развития;
- специальные школы для детей с различными нарушениями;
- частная практика.
Социальный педагог
Область базовых знаний и их уровень: основы права, психология (возрастная, девиантного поведения), уровень высокий (теоретический) педагогика, уровень средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область: педагогика
Условия работы: в помещении, мобильный
Доминирующие виды деятельности:
- работа с трудными детьми и подростками;
- постоянный контроль жизни, учебы, быта трудного ребенка, подростка;
- выяснение причины отклоняющегося поведения;
- беседы с классным руководителем;
- беседы с ребенком, подростком;
- поддержание связи с детской комнатой милиции;
- беседы с инспектором по делам несовершеннолетних, совместное решение проблем ребенка с целью разрешения вопроса снятия с учета;
- поддержание связи со школьным психологом (работа с ребен-ком, подростком на основе психологического обследования);
- работа с родителями;
- выяснение причины создавшейся ситуации;
- консультации родителей;
- организация и проведение мероприятий по воспитанию трудных детей и подростков на окружном и территориальном уровне (трудовые лагеря);
- беседы с ближайшим окружением ребенка, подростка (друзья, родственники, знакомые).
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
- любовь к детям;
- развитые коммуникативные способности (навыки общения с людьми);
- развитые вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);
- хорошая память;
- психическая и эмоциональная уравновешенность;
- развитые организаторские способности;
- способность к сопереживанию;
- гибкость поведения;
- умение держать дистанцию;
- преподавательские способности;
- высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно).
Личностные качества, интересы и склонности:
- склонность к работе с детьми;
- умение повести за собой;
- высокая степень личной ответственности;
- самоконтроль и уравновешенность;
- терпимость;
- безоценочное отношение к людям;
- интерес и уважение к другому человеку;
- настойчивость;
- коммуникабельность;
- эмпатия;
- активность;
- тактичность;
- требовательность к себе и другим;
- наблюдательность.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- агрессивность;
- брезгливость;
- эгоистичность;
- отсутствие организаторских способностей;
- отсутствие любви к детям;
- психическая и эмоциональная неуравновешенность;
- неспособность к сопереживанию;
- безответственность;
- ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды).
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
- Барановичский государственный университет - http://www.barsu.by
- Витебский государственный университет им.П.М. Машерова - http://www.vsu.by
- Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины - http://www.gsu.by
- Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина - http://www.brsu.brest.by
- Гродненский государственный университет им. Я. Купалы - http://www.grsu.by
- Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка - http://www.bspu.unibel.by
- Белорусский государственный университет культуры - http://www.buk.by
Логопед
Характеристика процесса труда.
Логопед – специалист широкого профиля, работающий со всеми видами речевых нарушений. Логопед проводитпсихолого-педагогическое изучение детей с аномалией речи, диагностирует отклонения от речевого, умственного и физического развития; использует данные психолого-педагогической диагностики для определения типа учреждения и направленности коррекционно-педагогического процесса. Также проводит коррекционно-воспитательную и коррекционно-обучающую работу, ведёт коррекционно-реабилитационную работу с детьми, осуществляет оздоровительно-профилактические мероприятия, анализ и динамику развития речи детей с особенностями развития речи.
Условия работы: в помещении, мобильный
Сфера деятельности. Специальные школы и интернаты, медико-психологические центры, центры развития, медицинские учреждения, специальные учреждения и социальные службы в образовании.
Требования профессии к человеку. Терпение, сострадание. Эмоциональная устойчивость. Наблюдательность. Такт. Настойчивость. Коммуникативные, педагогические способности: умение доступно объяснять больному ребёнку сложный учебный материал.
Медицинские противопоказания. Хронические заболевания органов дыхания (тяжёлые формы); хронические сердечно-сосудистые заболевания (тяжёлые формы); хронические желудочно-кишечные заболевания; хронические заболевания печени и желчевыводящей системы. Сахарный диабет и другие эндокринные заболевания, заболевания крови. Заболевания нервной системы, психические заболевания. Стойкое понижение слуха, кожные заболевания, снижение остроты зрения.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
- Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка - http://www.bspu.unibel.by
Учитель математики
Содержание труда: осуществляет обучение и воспитание учащихся, с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует развитию у учащихся логики мышления и интереса к изучению математических наук; использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов, проводит научно-исследовательскую и методическую работу.
Должен знать: закон об образовании, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания математики, основы математических наук.
Профессионально важные качества:
- аналитическое и логическое мышление;
- внимательность;
- эмоциональная устойчивость;
- адекватная самооценка;
- коммуникативные и организаторские способности.
Медицинские противопоказания:
- инфекционные и кожные заболевания;
- неврозы;
- психические и нервные заболевания;
- плохие зрение и слух.
Психолог
Содержание деятельности:
На промышленных предприятиях, в медицинских и научных учреждениях, учебных заведениях, системе средств массовой информации осуществляет научно-практическую, педагогическую, исследовательскую, методическую и информационную деятельность. Разрабатывает методы управления личностью и коррекции ее развития, дает экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека, предлагает и внедряет рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей, ведет наблюдения индивидов и коллективов. Выполняет исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах (семья, производство) и изучает проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности. Занимается социальным тренингом, ведет профилактическую работу среди несовершеннолетних.
Решает психологические задачи руководства трудовыми коллективами, способствует совершенствованию подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной подготовки, дает рекомендации по внедрению новых средств и способов производства. Проводит психологические измерения и тестирование, содействует повышению эффективности работы органов массовой информации.
Квалификационные требования:
Должен знать: основы законодательства в области здравоохранения, образования, занятости населения, охраны труда, методические нормативные и др. руководящие материалы по практической психологии, общую и специальные психологии (педагогическую, инженерную, психологию труда и др.), основы психодиагностики, психологического консультирования, методы социально-психологического тренинга общения, диагностики и коррекции развития личности, передовой отечественный и зарубежный опыт.
Требования к профессионально важным качествам:
Хорошо развитые коммуникативные способности, тактичность, чувство ответственности, умение сопереживать, наблюдательность, аналитический ум, эмоциональная устойчивость, развитая словесно-логическая и образная память, внимательность.
Медицинские противопоказания:
Профессия не рекомендуется людям с дефектами зрения и слуха; противопоказания - нервные и психические заболевания, а также инфекционные заболевания.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
- Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина - http://www.brsu.brest.by
- Барановичский государственный университет - http://www.barsu.by
- Витебский государственный университет им.П.М. Машерова - http://www.vsu.by
- Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины - http://www.gsu.by
- Мозырский государственный педагогический институт им. И.П.Шамякина - http://www.mspu.by
- Гродненский государственный университет им. Я. Купалы - http://www.grsu.by
- Белорусский государственный университет - http://www.bsu.by
- Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка - http://www.bspu.unibel.by