Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Профилактика суицида

Дата: 7 октября 2017 в 09:59, Обновлено 23 сентября 2021 в 08:58
Автор: Ганчук В. В.

    Признаки высокого риска суицидального поведения

Памятка для родителей

Признаки высокого риска суицидального поведения:

  • Открытые высказывания о желании покончить с собой (друзьям, взрослым, родственникам, близким людям, знакомым); сожаления о том, что еще жив.
  • Косвенные „намеки" на возможность суицидальных действий — „репетиция самоубийства" (публичная демонстрация петли из брючного ремня, веревки и т. п.; „игра" с оружием с имитацией самоубийства).
  •  Активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств покончить с собой и создание соответствующих условий (накапливание лекарственных средств, поиск и хранение отравляющих жидкостей, приобретение оружия и т. д.).
  • Имеющиеся сведения о недавно перенесенном (текущем) кризисе утраты, эмоциональнокогнитивная фиксация на кризисной ситуации, объекте утраты.
  • Фиксация на примерах самоубийства; повышенный интерес, частые разговоры о самоубийствах вообще.
  •  Нарушение межличностных отношений, суженный круг контактов, стремление к уединению, нежелание принимать помощь.
  • Чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другой класс, школу..., о госпитализации.
  • Изменившийся стереотип поведения: появившаяся несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности („зловещее спокойствие" и собранность) у подвижных, общительных детей; возбужденное поведение и повышенная активность, общительность - у малоподвижных и молчаливых; утрата интереса к окружающему (вплоть до полной отрешенности).
  • Внезапное проявление нехарактерных черт аккуратности, откровенности, щедрости (раздача личных вещей: фотоальбомов, часов, одежды и т. п., которая зачастую сопровождается символическим прощанием).
  •   Выраженное физическое или психическое страдание (болевой синдром, душевная боль)

Размышления на тему самоубийства могут приобретать „художественное" оформление: в записной книжке, тетради для занятий изображаются рисунки, иллюстрирующие депрессивное состояние (например, гробы, кресты, виселицы).

Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков

  •  Обида, чувство одиночества, отчужденности и непонимания.
  •  Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.
  •  Переживания по поводу смерти, развода или ухода родителей из семьи.
  • Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.
  • Страх позора, насмешек или унижения.
  • Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
  • Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
  • Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
  • Страх наказания, нежелание извиниться.
  • Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов, публикаций в СМИ («синдром Вертера»).

Как общаться с суицидальными подростками

Нельзя сказать, что суициды по определению связаны с расстройствами настроения, хотя они нередко встречаются у депрессивных пациентов. Важно помнить о следующем. Суицид (или его угроза) - это кризис. Следствие - дезадаптация. В другой момент, в другом состоянии, когда подросток более адаптирован, он примет другое решение.быть приятными в обращении, сохранять понимающую и вежливую позицию;

  •  дать необходимые объяснения;
  •  принять то, что мы не всегда можем предупредить суицид;
  • принять то, что суицид - это не игра и не беспомощная попытка привлечь к себе внимание; иначе говоря, к суициду нужно относиться серьезно;
  • говорить с подростком о его чувствах, иначе его изоляция усиливается;
  • учиться справляться с собственными страхами, в том числе через осмысление предмета и осознание его значения для себя;
  • не впадать в морализаторство;
  • иметь в себе мужество задавать нужные вопросы (максимально конкретные).

Защитные факторы

  •  Хорошие навыки общения в семье, хорошие, сердечные отношения между всеми членами семьи.
  • Большое внимание со стороны родителей в первый год жизни
  •  Хорошо, когда кроме мамы и отца есть другие люди, заботящиеся о ребенке: бабушка, дедушка и т.д.
  •  Некоторый заведенный правильный порядок в доме. Если установленные правила периодически не поддерживаются, могут возникнуть проблемы.
  • Доброжелательность к окружающим. Если дети любящие и доброжелательные, то и их хочется любить.
  •  Хорошие навыки общения, умение общаться со сверстниками и взрослыми.
  • Наличие близких друзей.
  • Уверенность в себе, своих силах, убежденность в способности достижения своих целей.
  • Успех в школе, когда ребенок не очень талантливый, а справляется на своем уровне, что-то делает успешно.
  • Умение искать и обращаться за помощью при возникновении трудностей, например, в школе; стремление советоваться со взрослыми при принятии важных решений.
  • Способность контролировать свои импульсы.
  • Интересы и хобби. Участие в общественной жизни (в спортивных соревнованиях, клубах, обществах и т.д.)
  • Желание улучшить себя, открытость ко всему новому, способность усваивать новые знания, открытость к мнению и опыту других людей

Каким образом следует направлять ребенка к специалисту:

  • Объяснить ребенку причину необходимости консультации у специалиста
  •  Успокоить его относительно возможных социальных последствий консультации или, в случае необходимости, лечения
  •  Пояснить, что помощь психолога или врача-психиатра, психотерапевта являются эффективными, не опасными для здоровья
  • Подчеркнуть, что направление на консультацию не означает, что ребенок тяжело болен, а всего лишь, что нуждается в помощи специалиста данного профиля
  •  Договориться со специалистом о назначении времени консультации
  • Назначить ребенку время встречи после консультации у специалиста, обеспечив сохранение контакта с ребенком.

Служба экстренной психологической помощи "Телефон доверия"

  ПРОФИЛАКТИКА САМОУБИЙСТВ.

Что такое суицидальное поведение и суицид? Суицидальное поведение – поведение, проявляющееся в виде фантазий, мыслей или действий, направленных на самоповреждение или самоуничтожение.17 К внутренним формам суицидального поведения относят размышления об отсутствии ценности жизни, фантазии на тему своей смерти, разработку плана суицида и принятие решения к его выполнению (суицидальные тенденции). К внешним формам суицидального поведения относят: Самоубийство (суицид) – намеренное, осознанное и быстрое лишение себя жизни. Суицидальная попытка (парасуицид) – не закончившееся смертью намеренное самоповреждение или самоотравление. К парасуицидам относят также акты, предпринятые с целью намеренного самоповреждения или самоубийства, но не приведшие к физическому повреждению. Например, вмешательство посторонних предотвратило самоповешение; человека «сняли» с рельсов до прохода поезда и т.п. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами, смотрят в будущее без надежды. Цели и мотивы, как самоубийства, так и парасуицидов весьма разнообразны. Обычно, они связаны как с попыткой повлиять на социальное окружение (родственники, партнёры, медицинские работники), так и с идеями смерти или избавления от страдания, страха и других тяжёлых переживаний. Как часто встречаются суициды и суицидальное поведение? Ежегодно в мире совершается около 1 млн. самоубийств и примерно в 10 раз больше суицидальных попыток. Самоубийство, как причина смерти, занимает второе место после дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в возрастном диапазоне 15-35 лет в Европе. В 2008 году в Беларуси более 2600 человек умерли в результате самоубийства, что определило относительный показатель суицидов - 27,5/100000 населения. Заблуждения о суициде 1. Самоубийства совершают психически ненормальные люди. Но исследования показали: 80 - 85% самоубийц были вполне здоровыми людьми. 2. Самоубийство невозможно предотвратить. Но период кризиса – явление временное, и в этот момент человек нуждается в душевной теплоте, помощи и поддержке. Получив это, человек часто отказывается от своих намерений.18 3. Существует тип людей, склонных к самоубийству. Но все зависит только от ситуации и от ее личностной оценки. Как и не существует признаков, которые бы указывали на то, почему человек решился на самоубийство. 4. Человек перед самоубийством будет говорить об этом, но окружающие воспримут это как шутку. В большинстве случаев, если не принимать во внимание аффективные суициды, то человек всегда предупреждал окружающих о своих намерениях. 5. Решение о суициде приходит внезапно, без предварительной подготовки. Но анализ показал, что суицидальный кризис может длиться несколько недель, даже месяцы. 6. Если человек совершил попытку самоубийства, он никогда не повторит ее снова. На самом же деле, если человек совершил попытку, то риск повторной попытки очень высок. Наибольшая вероятность в первые 1-2 месяца. 7. Влечение к самоубийству передается по наследству. Это утверждение никем еще не доказано. 8. Снижению уровня самоубийств, способствуют статьи в СМИ, рассказывающие о том, как и почему было совершено самоубийство. Но это не отвечает действительности. 9. Самоубийство можно предотвратить, если люди будут загружены работой. Это тоже неправда. 10. Прием алкоголя помогает снять суицидальное переживание. Но зачастую это вызывает обратный эффект: повышается тревога, обостряются конфликты, тем самым способствуя самоубийству. Оказание помощи при потенциальном суициде Никто из людей не является абсолютно суицидальным. Даже самое страстное желание умереть по своей психологической сущности является противоречивым. Часть личности хочет жить, другая стремится уйти в небытие. Суицидальная настроенность души является преходящей – эти чувства могут появляться, исчезать, возникать снова, но почти всегда проходят. Эта закономерность является основой оказания помощи при потенциальном суициде.19 1. Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, наличие признаков депрессии, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным. Чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем значительнее шансы исчезновения самоубийства из перечня основных причин смерти. 2. Установите заботливые взаимоотношения. Не существует все- охватывающих ответов на такую серьезную проблему, какой является самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и мимикой, жестами; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка. Вместо того чтобы страдать от самоосуждения и других переживаний, тревожная личность должна постараться понять свои чувства. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося человека. 3. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться к специалисту. Помните, поддержка накладывает на вас определенную ответственность. 4. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним. У вас могут появиться раздражение, обида или гнев, если человек не ответит немедленно на ваши мысли и потребности. Понимание, что у того, о ком вы заботитесь, существует суицидальная настроенность, обычно вызывает у помощника боязнь отвержения, нежеланности, бессилия или ненужности. Несмотря на это, помните, что этому человеку трудно сосредоточиться на чем-то, кроме своей безысходности. Он хочет избавиться от боли, но не может найти исцеляющего выхода. Если кто-то признается вам, что думает о самоубийстве, не осуждайте его за эти высказывания. Постарайтесь по возможности остаться спокойным и понимающим. Вы20 можете сказать: «Я очень ценю вашу откровенность, ведь для того, чтобы поделиться своими чувствами, сейчас от вас требуется много мужества». Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, ЭТО явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения. 5. Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту. Можно встретить часто и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на свою семью?» Но, возможно, за ним скрывается именно та мысль, которую желает осуществить суицидент. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого. 6. Задавайте вопросы. Лучший способ вмешаться в кризис – это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства и отреагировать их. Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор вы считаете свою жизнь столь безнадежной? Как вы думаете, почему у вас появились эти чувства? Есть ли у вас конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой? Если вы раньше размышляли о самоубийстве, что вас останавливало?» Чтобы помочь суициденту разобраться в своих мыслях, можно иногда перефразировать, повторить наиболее существенные его ответы: «Иными словами, вы говорите ... » Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти. 7. Не предлагайте неоправданных утешений. Человека можно довести до суицида банальными утешениями как раз тогда, когда он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом и откровенном участии в его судьбе. Если вы не проявите заинтересованности и отзывчивости, то депрессивный человек может посчитать суждение типа «Вы на самом деле21 так не думаете», - как проявление отвержения и недоверия. Если вести с ним беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит угрозу самоубийства. Суицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя», - и другим аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными. 8. Предложите конструктивные подходы. Вместо того чтобы говорить суициденту: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», - попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову. Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта. Это может быть трудным, поскольку «питательной средой» суицида является секретность. Наиболее подходящими вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с вами случилось за последнее время? Когда вы почувствовали себя хуже? Что произошло в вашей жизни с тех пор, как возникли эти перемены? К кому из окружающих они имели отношение?» Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он идентифицировал проблему и, как можно точнее определил, что ее усугубляет. Отчаявшегося человека необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить. Если человек все же не решается проявить свои сокровенные чувства, то, возможно, вам удастся навести на ответ, заметив: «Мне кажется, вы очень расстроены», - или: «По моему мнению, вы сейчас заплачете». Имеет смысл также сказать: «Вы все-таки взволнованы. Может, если вы поделитесь своими проблемами со мной, я постараюсь понять вас». Если кризисная ситуация и эмоции выражены, то далее следует выяснение, как человек разрешал сходные ситуации в прошлом. Это называется «оценкой средств, имеющихся для решения проблемы». Она включает выслушивание описания предыдущего опыта в аналогичной ситуации. Для инициирования можно задать вопрос: «Не было ли у вас раньше сходных переживаний?» Существует уникальная возможность совместно раскрыть способы, которыми человек справлялся с кризисом в прошлом. Они могут быть полезны для разрешения и настоящего конфликта. Постарайтесь выяснить, что остается, тем не менее, позитивно значимым для человека. Что он еще ценит. Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет о «самом лучшем» времени в жизни, особенно следите за его глазами. Что из имеющего для него значимость достижимо? Кто те люди, которые продолжают его волновать? И теперь, когда жизненная ситуация проанализирована, не возникло ли каких- либо альтернатив? Не появился ли луч надежды?22 9. Вселяйте надежду. Надежда помогает человеку выйти из поглощенности мыслями о самоубийстве. Потерю надежд на достойное будущее отражают записки, оставленные самоубийцами. Саморазрушение происходит, если люди утрачивают последние капли оптимизма, а их близкие каким-то образом подтверждают тщетность надежд. Кто-то по этому поводу остроумно заметил: «Мы смеемся над людьми, которые надеются, и отправляем в больницы тех, кто утратил надежду». Как бы то ни было, надежда должна исходить из реальности. Не имеет смысла говорить: «Не волнуйся, все будет хорошо», когда все хорошо быть не может. Надежда не может строиться на пустых утешениях. Надежда возникает не из оторванных от реальности фантазий, а из существующей способности желать и достигать. Умерший любимый человек не может возвратиться, как ни надейся и ни молись. Но его близкие могут открыть для себя новое понимание жизни. Надежды должны быть обоснованны: когда корабль разбивается о камни, есть различия между надеждой «доплыть до ближайшего берега или достичь противоположного берега океана». Когда люди полностью теряют надежду на достойное будущее, они нуждаются в поддерживающем совете, в предложении какой-то альтернативы. «Как бы вы могли изменить ситуацию?», «Какому вмешательству извне вы могли бы противостоять?», «К кому вы могли бы обратиться за помощью?» Поскольку суицидальные лица страдают от внутреннего эмоционального дискомфорта, все окружающее кажется им мрачным. Но им важно открыть, что не имеет смысла застревать на одном полюсе эмоций. 10. Заключение антисуицидального договора. Для того, чтобы показать человеку, что окружающие заботятся о нем, и создать чувство жизненной перспективы, вы можете заключить с ним так называемый антисуицидальный контракт – попросить об обещании связаться с вами перед тем, как он решится на суицидальные действия в будущем для того, чтобы вы еще раз смогли обсудить возможные альтернативы поведения. Как это ни странно, такое соглашение может оказаться весьма эффективным. Если клиенты идут на заключение антисуицидального договора, то вероятно у них сохраняется в какой-то степени самоконтроль, а их суицидальные намерения скорее всего слабые или умеренные. 11. Обратитесь за помощью к специалистам. Работа со склонными к саморазрушению людьми является серьезной и ответственной. В большинстве случаев суициденты нуждаются в помощи специалистов в разрешении сложной жизненной ситуации. Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным; госпитализация может принести облегчение, как больному, так и окружению

Подростковый суицид: причины и профилактика детских самоубийств

В последнее время в СМИ, особенно на ТВ, часто говорят о том, что у нас в стране возрос подростковый суицид, причины которого не совсем понятны телезрителям и читателям, в частности родителям детей-подростков.
Акцент средств массовой информации делается на то, что причиной подросткового суицида является Интернет, точнее — социальные сети и сайты, провоцирующие детей на самоубийства.
Речь уже идет о каких-то психологических атаках, чуть ли не о информационно-психологической войне, цель которой — доведение до суицида детей-подростков нашей страны, чтобы лишить нас будущего (какую только бредятину не придумает «вредное телевидение», лишь бы поднять рейтинг…)

 

Истинные причины подросткового суицида и детских самоубийств

Да, сайты, провоцирующие подростков к суициду, и подобные сообщества в соцсетях существуют… Интернет, как виртуальный мир, да и реальный мир — вообще вещи потенциально опасные.
Однако, заметьте, далеко не все дети и подростки, «зависающие» в интернете, засиживаются на сайтах и общаются в сообществах соцсетей, где пропагандируют суицид.

Подобные «суицидальные сообщества», конечно, ищут себе «жертв» среди детей-подростков, т.к. понимают, что именно эта категория населения является наиболее уязвимой для внедрения в их психику различных установок, взглядов, убеждений, жизненных ценностей, зачастую кардинально отличающихся от устоев общества (например, вербовка в ИГИЛ, в различные секты…).

Подросток, хоть и воображает из себя взрослого и самостоятельного, но на самом деле это тот же ребенок, который пытается отойти от власти родителей (заметьте — не от родителей, а от их власти). Но это ребенок, который в силу глобальной перестройки организма (пубертатный период — «игра гормонов»…тело развивается быстрее, чем психика) и на пути ко взрослой жизни, может запутаться в самом себе: в своих убеждениях, мыслях, взглядах на жизнь, жизненных ценностях и ориентирах.

И если у подростка нет заботливого авторитетного взрослого (родителя, учителя, наставника, старшего товарища…), который морально поддержит, услышит и поймет, ненавязчиво подскажет и направит на путь истинный, то, запутавшись в себе, у него возникнет измененное состояние сознания, возможно легкий транс, а значит — психика подростка будет открыта для любого внушения извне, в том числе и внушения, что лучше покончить с собой, совершить суицид.

Схема эта проста: Есть какая-то ситуация в жизни подростка, которую он интерпретирует (неосознанно представляет себе), т.е. мыслит о ней как о негативной. Именно мысли, неустойчивое и до конца несформированное мышление ребенка (часто дихотомическое — «подростковый максимализм» — все или ничего), вызывают соответствующие негативные эмоции. Последние вызывают поведение (заметьте, получается, что буквально именно внутреннее мышление вызывает поведение).

И когда негативно интерпретируемых ситуаций в жизни подростка очень много, и никто не слышит и не понимает его, не поддерживает и не помогает разобраться в ситуациях и в себе, то такой ребенок-подросток и может «найти поддержку» в сообществах, где предлагают покончить жизнь самоубийством, где подростковый суицид имеет глобальный смысл жизни.

Как Интернет и соцсети доводят детей-подростков до суицида

Многие дети и подростки общаются через Интернет, в социальных сетях, иногда создавая различные сообщества по интересам. И это понятно, человек — существо общественное, и ему нужно общаться.

В современном мире, к сожалению, интернет заменяет реальное общение, представляя собой, по сути его суррогат, т.к. для жизни (именно в биологическом смысле) необходимы настоящие, личные контакты между людьми, а не контакты «в контакте».

Но последние, именно социальные сети дают возможность раскрыться подростку, снять какие-то внутренние барьеры и психологические защиты, выразив себя, открыв свою суть. Это своего рода новый защитный механизм психики, который как бы «спасает» человека от одиночества, порой одиночества в толпе — это иллюзия.

Подростки даже не подозревают, что выкладывая в соцсети свои фото и видео, рассказывая о своих интересах и проблемах, о своих увлечениях и пристрастиях, о том, что они смотрят и читают и т.д. — они раскрывают свое бессознательное, по сути — свою душу (психику). Т.е. они дают прекрасный материал для вербовщиков и мошенников всех мастей, в том числе и создателей тех сообществ, где пропагандируют подростковый суицид, показывая им, что их сознание изменено и они готовы для принятия внушения.

Пропагандистам суицида среди подростков остается малое — подобрать ключики к хлипким замочкам души ребенка, а именно — сделать вид, что они дают ребенку как раз то, что ему так не хватает в реальной жизни: внимание, понимание, поддержка, признание, принятие, возможность самореализоваться и т.п. — только это все обман, иллюзия, в которую подсознательно хочется верить.

Как предотвратить подростковый суицид — профилактика самоубийств детей

Профилактика чего-то плохого, в том числе и детского, подросткового суицида — это всегда лучше и дешевле, чем работа с последствиями. А чтобы не было последствий, нужно понять причину суицидальных склонностей у подростков, т.е. необходимо бороться с причиной…

Как вы уже поняли — психика подростка еще детская, открытая для внушений извне. В то же время, его душа, как обычно наблюдается, закрыта различными защитами психики от тех, кто воспитывает ребенка: от родителей, учителей… (именно от тех воспитателей и наставников, которые не понимают детского языка, его мышления, восприятия и внутреннего мира, и постоянно хотят что-то «вбить» в голову подростка, на основе приказов и запретов…типа надо, должен, обязан…и нельзя…).

Начинать профилактику подросткового суицида и детских самоубийств нужно с семьи ребенка, продолжать в детсаду и школе, и заканчивать ВУЗом (или другим послешкольным учебным заведением).

Ведь педагоги, как и родители, нужны не только для вербальной передачи знаний и практики их усвоения, но и — и это, наверное, главное — для внушения моральных и нравственных устоев нашего общества, для развития самосознания, для открытия способностей и склонностей, для привития правильных жизненных ценностей и ориентиров.. — а это передается не только словами, но большей частью невербально…

Например, что хорошего может привить педагог, у которого у самого множество личных, психологических и жизненных проблем, особенно тот педагог, который не только не любит детей, но не любит и себя…?!

То же касается и родителей. Если родители выполняют только видимые сторонним наблюдателем обязанности по воспитанию и развитию детей (еда, одежда, своя территория…, игрушки…, по типу «чтоб не хуже, чем у других», и главное — «чтобы я выглядел как хороший родитель»…), при этом мало интересуются внутренним миром своего ребенка, его глубинными проблемами: незавершенными ситуациями, накопленными негативами, его подсознательными желаниями и потребностями, не слышат, не уделяют должного внимания, не любят и не уважают как личность, не поддерживают и не принимают эмоционально…, то чего им удивляться, что их ребенок-подросток вступил в сообщество самоубийц, имеет суицидальные мысли или уже наложил на себя руки.

Ведь именно родители (или лица их замещающие), сами того не осознавая, и дают первичную установку ребенку на смерть. И не словами (хотя бывает и такое), а именно невербально — своим поведением, отношением к ребенку, своей не любовью и не уважением к нему…

Поверьте, ни одно животное (а человек то же биологическое животное) не будет накладывать на себя руки (или лапы), у всех у нас врожденный инстинкт самосохранения и врожденная эмоция страха, которая и направлена на самосохранение, на жизнь. Но человек отличается от других животных тем, что он умеет мыслить, и как я уже говорил в начале статьи — именно мысли обуславливают наше поведение. Мысли о суициде приводят к суициду, и не только у подростков. А более ранние мысли, например о себе, как о плохом и недостойном…, и приводят к суицидальным мыслям.

Эти ранние мысли и убеждения и внушают, сами того не понимая, родители своей нелюбовью, непринятием, непониманием…словом — отвержением ребенка… И если уже есть такая установка с раннего детства, то не обязательно, что подросток прибегнет к суициду сразу, он может растянуть его на длительное время, например начать курить, пить, много есть, употреблять наркотики, пойти куда-то воевать наемником, прыгать с тарзанки или слишком быстро гонять на мотоцикле…

На самом деле никто не хочет умирать, или кончать жизнь самоубийством: ни ребенок, ни подросток, ни взрослый. Но в голове каждого человека есть запрограммированная вера в свое бессмертие — это детское, иллюзорное мышление. Каждый суицидник подсознательно верит в то, что он останется жив, после акта самоубийства (неудивительно, ребенку свойственно верить в сказки).

А внушенные извне, например из социальных сетей, установки на совершение суицида — это лишь провокация и подкрепление уже имеющейся установки, мыслей на смерть — не важно, на мгновенную или затянувшуюся во времени.

И то, что суицидные интернет сообщества использую образы китов, выбрасывающихся на берег, как бы совершающих суицид, или картинки бабочек-однодневок — это для подкрепления внушения, т.к. дети часто мыслят образами, а не словами (то же и взрослые в измененном состоянии сознания, мыслят правым полушарием — образами и эмоциями).

Ребенку, в том числе и подростку, нужен родитель, даже больше, чем сверстники — не ждите, когда «родителем» станет какой-нибудь вербовщик…

Детское иррациональное (неосознанное) мышление при попытках суицида работает примерно так: «Меня не любят, не понимают, не принимают.., Значит я плохой, со мной что-то не так… (жизненная позиция «Я- минус», может возникнуть депрессия, уход в себя…).., Без любви жить невозможно, надо сделать все, чтобы родитель меня полюбил…, Если я совершу самоубийство, то на моих похоронах все про меня вспомнят, полюбят меня, будет много эмоций, внимания, признания, принятия…жалости…, Меня полюбят после суицида…, Я все это буду видеть…, Потом я оживу и мы будем жить счастливо, в любви и согласии…».

Ошибка детского мышления, которая приводит к ошибке поведения…(соответствующие сайты и социальные сообщества могут быть толчком, провокатором… — глубинная проблема подросткового суицида не в них…не было бы суицидников — не было бы и сообществ, а не наоборот)… Хотя, провокаторов тоже, наверное, нужно наказывать, в УК РФ есть даже статья «Доведение до самоубийства»…


Поэтому, чтобы предотвратить подростковый суицид, родителям и воспитателям нужно:

  • Начать неподдельно интересоваться жизнью подростка: его мышлением, внутренним миром, его интересами и увлечениями (его же соцсети вам в помощь);
  • Постепенно (не резко) начать налаживать детско-родительские отношения в атмосфере любви и принятия (если ребенок уже подросток, то нужно наладить дружеские отношения, не с позиции я сверху — ребенок снизу, а на одном уровне);
  • Если у ребенка выявятся какие-то внутренние эмоциональные или психологические проблемы, обратиться за помощью к специалистам (сперва без ребенка — его ни в коем случае насильно не тянуть на обследование и консультацию);
  • Постепенно перейти на авторитетный стиль воспитания (меньше давить на подростка…чем больше давите, тем больше будет сопротивление);
  • Набраться терпения. Чтобы оно не кончилось и чтобы перейти на автоматическое воспитание без криков и наказаний, нужно самому родителю пройти психоанализ и избавиться от своих неосознанных негативных установок (формула простая: Счастливые родители — счастливые дети).

Интернет-зависимость и суицидальное поведение подростков

Сегодня действительно много говорят о интернет-зависимости и суицидальном поведении среди подростков. Можно смело сказать, что эти явления тесно связаны и серьезно распространены в России. Описывать эти явления смысла не имеет: все с ним хорошо знакомы из публикаций в СМИ. Наверное, только ленивый не знает, что в соц. сетях более 1000 групп, пропагандирующих суицид, жертвами которых уже стали по меньшей мере 120 подростков. Что касается той или иной степени зависимости от интернета и использования гаджетов, то это явление коснулось чуть ли не каждую российскую семью, в которой есть подросток. 

Сегодня я постараюсь дать несколько рекомендаций по этому поводу. Практика показывает, что родителям нужно объяснять, как уберечь ребенка от фактического информационного рабства, и даже как не убить нерадивое чадо неосторожным словом в случае с суицидальным поведением. Ведь, действительно часто пусковым механизмом, толкающим тинэйджера на непоправимое, становятся действия родителей.

Начнём с интернет-зависимости.

Как выявить? Очень просто, есть несколько характерных признаков которые будут однозначно свидетельствовать о зависимости:

  • ситуации, в которых родители просят отвлечься от пребывания в интернете или игры, подросток эмоционально, ярко выражает протест;
  • при вынужденном отвлечении от компьютера он начинает раздражаться;
  • подросток не может спланировать время, когда он закончит пребывание в соц. сети или игру;
  • высоко значимыми становятся лайки, репосты, рейтинг в играх, количество подписчиков или «друзей», снижение этого количества вызывает бурные эмоции, негодование, раздражение;
  • прием пищи происходит без отрыва от использования гаджета или компьютера;
  • резко ограничивается или исчезает живое общение, коммуникация происходит через сеть;
  • предвкушение и продумывание возвращения к гаджету или компьютеру

Что делать:

  • Нужно избегать радикальных мер. Отмечу сразу – отключение интернета ничего не даёт – подросток найдёт возможности для выхода в сеть, особенно если это серьезный случай. Он будет действовать подобно наркоману, которого лишили дозы. При этом запрет вызовет бурную реакцию протеста либо отчуждение. Но не решит проблему. 
  • Психолог. Важно понимать, что большинстве случаев, самостоятельно справиться с зависимостью не получится, а соответственно меры нужно принимать совместно с квалифицированным психологом. Желательно, чтобы специалист имел опыт работы с такими проблемами.
  • Общение. Очень важно внимательно, но ненавязчиво общаться, выясняя любые внесетевые интересы ребенка. И впоследствии создать условия для реализации желаний подростка вне сети. Максимально занять время подростка тем, что ему интересно. Если хотите, то это фактический эмоциональный подкуп. Нужно предложить подростку то, чего не может дать сеть.
  • Шоппинг и путешествия. Очень хороший эффект дают шоппинг и путешествия. Это те события, которые могут стать действительно мощными стимулами и позволят ребенку отвлечься от болезненной коммуникации или игр.
  • Избирательные уступки. Очень важно реагировать на любое проявление интереса ребенка к тому, что не связано с интернетом, компьютером, гаджетами. Вероятно, стоит идти на уступки в желаниях, не связанных с сетью, приобретению гаджетов. Например, ели подросток хочет новый скейтборд, велосипед или боксерскую грушу.
  • Живое общение. Поощряйте живое общение со сверстниками и участие в мероприятиях. В таких случаях будет полезно закрыть глаза на то, что подросток появился дома позже оговоренного времени. Можно купить билет на концерт любимого исполнителя или матч любимой команды.
  • Не полное «вынужденное» ограничение. По возможности, можно временно ограничить доступ к сети[H1] , но ни в коем случае не объясняя это зависимостью подростка. В таких случаях стоит сослаться на технические проблемы, провайдера и прочее. Когда используете эту рекомендацию, примите все меры, чтобы чадо не узнало об истинных причинах. Помните - полностью лишать зависимого подростка сети неэффективно и даже опасно. Полностью ограничить доступ не выйдет, но дать короткую передышку таким образом можно.
  • Экология семьи. Я встречал даже психотерапевтов, имеющих таких детей, которые были уверены, что они как семья непричём. Причём и ещё как! Пролечитесь сами - и ваш ребёнок выздоровеет.

О суициде.

Здесь дело обстоит сложнее. Может оказаться так, что суицидальные тенденции у подростка связаны с психическим заболеванием. При этом не стоит сразу считать его больным обнаружив хештэг  #морекитов или "разбудименяв4:20" на его стене в Вконтакте. О заболевании достоверно сможет сказать только специалист. Но принять меры принять стоит.

Выявить суицидальные настроения можно. Должны насторожить сочетания следующих признаков:

  • замкнутость;
  • излишняя критичность к себе;
  • фразы типа: «я тупой», «я некрасивая», «я толстая», «мне ничего не интересно» и т.п., пространные рассуждения о бессмысленности жизни и пустые философствования о бренности человеческого существования
  • самообвинение – очень характерный признак;
  • сегодня, для выявления намерений и мыслей, связанных с суицидом достаточно посмотреть на стену подростка в соц. сети, индикаторами будут тэги и надписи про китов, фраза «Я в игре», 4:20, интерес к истории Рины Паленковой (16-летняя девушка, которая легла под поезд), а также участие в группах, которые содержат такой контент.

Хочу отметить, что для подростков может быть привлекательной эстетика суицид: ритуализация действий, эмоциональные записки и селфи в социальных сетях, бледная кожа, струйки крови, стекающие по запястьям и тому подобное.

При внешней привлекательности «смелого» шага, человеку, даже подростку, расстаться с жизнью достаточно тяжело. Глубинные механизмы человеческой психики в таких ситуациях противостоят намерению личности. И толчковым механизмом в таких случаях выступает как раз окружение. А окружение у интернет-зависимого (или просто увлеченного общением в соц. сетях подростка) – это как раз и есть те самые пользователи сверстники, его «друзья» и «подписчики».

Любому человеку важно не оставаться одному, ему важно, чтобы его оценили. Часто, для интернет-зависимых подростков, большую ценность представляют отметки «мне нравится», так называемые лайки, под фотографиями или короткими записями в микроблоге. И когда отчаявшийся подросток видит сотни тысяч подобных отметок под последним фото или предсмертной запиской на «стене» сверстника – это очень впечатляет. Закономерно, он начинает воспринимать суицид как героизм и высшую форму протеста, против мира, который его не устраивает, против собственных проблем, против родителей и общества, которые его ущемляют или выстраивают рамки, в которых ему не комфортно или как форму смелой мести, тем кто не воспринимает его таким, каким он хочет, чтобы его воспринимали.

Что же делать, чтобы уберечь своего ребёнка от непоправимого шага? Для начала, не стоит поддаваться панике. Тема суицида разрабатывалась авторитетными психологами и психиатрами, и методики борьбы с суицидальными настроениями сегодня разработаны достаточно хорошо.

Сам по себе суицид как явление проходит в двух фазах – фазе моральной подготовки и суицидальной фазе. Первая фаза проявляется в недовольстве собой, жизнью, миром вокруг, и сама по себе ещё не означает желания покончить с собой. Вторая, или суицидальная фаза, требует для начала некий конфликт – зачастую, им служит как раз появление в жизни подростка «групп смерти», которые предлагают простое на первый взгляд решение всех его проблем.

Наилучшее решение – предотвратить вторую фазу, не дав состояться конфликту. Лучше всего постараться улучшить моральный климат в семье, стать к ребёнку максимально более внимательным, проявить интерес к его проблемам и заботам, попробовать занять интересными делами. То есть, обеспечить ему все то, что он так ищет в «группах смерти» - понимание и самовыражение.

Случается, что подросток использует механизмы защиты, которые могут быть признаками серьёзного конфликта внутри личности. Это может агрессивное отношение к окружающим, отрицание очевидных фактов, рационализация и так далее.

Самым опасным механизмом, в случаях с суицидом, является автоагрессия. Не зная, как справиться с проблемами, не находя подходящего объекта для вымещения агрессии, подросток зачастую направляет её на себя самого. В этом случае самоубийство начинает казаться ему наиболее простым и подходящим выходом из ситуации.

Далее я дам, вероятно наиболее важные рекомендации, связанные с такими случаями:

  • Никакой гиперопеки. Нельзя проявлять гиперопеку и излишнее назойливое внимание. Известно ведь, что чрезмерная длительная опека может являться одной из косвенных причин суицидального поведения.
  • Доверительные отношения. Постарайтесь установить, действительно близкие отношения с подростком. Основной принцип – безусловное принятие ребенка таким, какой он есть, без попыток что-либо в нём менять. Благотворно повлияет сдержанность в общении.
  • Никакого осуждения. Распространённой ошибкой является развитие чувства вины по отношению к близким. Не стоит вызывать его, в попытках предотвращения суицидального поведения. Такие действия, как правило, усугубляют травму и провоцирую автоагрессию. Следите за тем, чтобы ваши слова не воспринимались как упрёки и обвинения в проблемах семьи.
  • Избегайте ложных утешений. Стоит избегать неоправданных утешений. Например, фраза: «Ведь ты на самом деле так не думаешь», однозначно демонстрирует не желание родителей принимать чувства подростка.
  • Не устраивайте провокаций. Нельзя играть на самолюбии подростка и не пытаться доказать, что он не сможет чего-то сделать. Как правило – это будет воспринято как провокация, и подросток будет стараться сделать всё, чтобы доказать обратное.
  • Не ограничивайте доступ в сеть. Как в случае с интернет-зависимостью нельзя лишать подростка выхода в сеть. Возможность излить переживания на страницы микроблога или друзьям в сообществе – это одна из отдушин которая у него есть. Но ограничить доступ к определённым (провокационным) страницам, позвонив своему провайдеру, безусловно стоит. Особенно если подросток в них ещё не состоит.
  • Наблюдайте. Всегда следует ненавязчиво наблюдать за своим ребёнком – он не должен ощущать себя объектом слежки, но и запускать ситуацию, не зная, что с ним происходит, нельзя. Любые изменения в характере, немотивированная агрессивность, попытки замкнуться в себе – повод присмотреться внимательнее – возможно, перед вами первая стадия.
  • Помогите избежать одиночества. Ни в коем случае не оставляйте ребёнка наедине с его проблемами, в особенности, когда он не предпринимает попыток их решить. Если подросток говорит, что он толстый, глупый, никчёмный и никому не нужный – обязательно надо разубедить его в этом, не оставляя такие мысли на самотёк.
  • Свобода творчества. Дайте подростку максимум возможностей для самовыражения. Поощряйте любой творческий стимул, каким бы страшным он вам не показался. Именно творчество один из наиболее эффективных методов борьбы с внутриличностными конфликтами. 
  • Телефон экстренной помощи. Важно, чтобы в таких случаях, дома на виду находился телефон службы экстренной психологической помощи. (Включено в связи с требованиями роспотребнадзора для СМИ)
  • Отслеживайте индикаторы. Если ребёнок начал публиковать в соцсети посты с фразами, упоминающими китов или словами «Я в игре» – обязательно нужно обратиться к профессиональному психологу. Это значит, что тинейджер уже зачислен в «группу смерти» и действовать нужно немедленно.

Конечно, абсолютно универсальных методов не существует – все люди, тем более подростки, уникальны, и каждый случай строго индивидуален. Выбор методик в таком случае будет зависеть от психолога. Тем не менее, общие рекомендации по предотвращению предсуицидальных настроений существуют и общедоступны в сети.

Безусловно, в случаях, когда у подростка проявляется симптоматика интернет-зависимости и суицидальное поведение стоит обратиться к психологу, а в случае с суицидом не лишним будет записаться на приём к психиатру. 

Всегда помните – лучший способ избежать страшного – не оставлять ребёнка наедине с его проблемами. Будьте внимательны к детям и старайтесь их понимать. 

— Почему, на каком фоне формируется суицидальное поведение?

— Это своеобразный крик о помо­щи. Подобные проявления возникают тогда, когда душевная или физическая боль становится невыносимой, когда пустота, мрак и ужас наполняет внутри психическую сущность еще не сфор­мировавшегося человека. Не случайно 80 процентов попыток суицида совершается дома, притом в дневное и вечернее время, поскольку этот крик адресован прежде всего близким. Подросток режет руки лезвием, прижигает себе тело, колет, наносит глубокие царапины. Иногда желание причинить себе боль переходит в навязчивую идею. Зачем он делает это? В основном самоповреждения не связаны с самоубийством. Но любое такое проявление — повод для родительской тревоги, поскольку подростки, которые этим занимаются, чаще совершают и настоящие попытки суицида.

Суицидальные попытки у подростков носят ситуативный характер, часто совершаются по принципу «короткого замыкания», на высоте аффекта (резкое замечание, обида, незаслуженное наказание и тому подобное), что затрудняет своевременное распознавание суицидальных тенденций и их профилактику.

— Как специалисты могут объяснить такое поведение детей?

— Психологи приходят к выводу, что это помогает им высвободить накопившееся эмоциональное напряжение и испытать облегчение. Другие говорят, что подростки режут руки, потому что боль дает возможность «почувствовать себя живым».

Только 5 процентов из тех, кто на­носит себе травмы, имеют психиатри­че­ский диагноз. К самоповреждениям могут подталкивать депрессия, посттравматический стрессовый синдром, а также биполярное 
расстройство. Остальные случаи, когда подростки наносят себе увечья, касаются здоровых детей в состоянии душевного смятения и одиночества. Поэтому важно не игнорировать любой сигнал: высказывание о желании порезать се­-бя, интернет-запрос на эту тему и так далее. Постарайтесь понять причину состояния подростка и попробовать помочь ему найти другой способ выразить боль. Иначе, накапливаясь, она может привести к более серьезным последствиям: психологическим травмам и даже суициду.

— Каковы предпосылки суицидов?

— Это неумение подростка понимать и выражать свои чувства, объяснять свои переживания. Порой он двойственно ощущает свое место в мире: с одной стороны — уже не ребенок, одолеваемый взрослыми желаниями и страстями, а с другой — еще не взрослый, бесправный и полностью зависящий от семьи, которая в эту пору становится для него менее значимой, чем общество сверстников. Ну и немаловажен максимализм оценок и приговоров — и себе, и окружающим, а вместе с тем неспособность прогнозировать последствия своих действий.

— Тем не менее всегда есть некая причина, которая переполняет чашу разочарования и непонимания.

— Очень часто причины детских суицидов кроются в совершенно нелепых проблемах. Но это для взрослого человека кажется пустяком. Ребенок, напротив, ярко переживает, потому нервная система и дает сбой. Есть целый ряд проблем, которые могут подтолкнуть его наложить на себя руки. Это смерть любимого близкого человека, постоянные ссоры с родителями и чувство, что его не понимают, несчастная любовь и разбитое сердце, скандалы между роди­телями и развод, наркологические проблемы, насилие в семье и бесконечное чувство вины, беременность в подростковом возрасте.

— По каким проявлениям можно заметить, что в душе ребенка творится неладное?

— Обратите внимание на музыку, которую слушают дети. И всегда интересуйтесь, что ребенок рисует. Такое творчество может рассказать о многих переживаниях. Также обязательно должны насторожить разговоры о смерти и самоубийствах, желание пофантазировать на эту тему вслух, интерес к фильмам подобного содержания и статьям в Интернете. Небезобидно стремление к одиночеству, заявления ребенка, что он никому не нужен и если он исчезнет, никто не заметит этого. Повод для беспокойства — заметное изменение обычного поведения подростка, потеря интереса к привычным занятиям, увлечениям, уход в себя, а уж тем более приобщение к алкоголю и наркотикам, составление записки об уходе из жизни.

— Что делать в таких случаях?

— Специалисты нашего центра психиатрии и наркологии давно занимаются анализом суицидального поведения, и мы обнаружили одно сходное обстоятельство: у этих детей очень сильно нарушаются эмоциональные взаимодействия с семьей, в частности, отношения с матерью. Если ребенок отвергнут в родной семье, то острота его переживаний порой будет несовместима с жизнью. Формы отвержения всегда бывают разные, и далеко не всегда это подчерк­нутое равнодушие. Профилактика детского суицида позволит избежать смерти ребенка. Главное, чтобы родители смогли вовремя увидеть проблему. Необходимо следить за поведением и эмоциями подростка. Пересмотрите свои отношения с ребенком, больше ему доверяйте, воспринимайте его как самостоятельную взрослую личность с индивидуальным мнением, ценностями и убеждениями, желаниями и требованиями. Отнеситесь всерьез к любому намеку на суицид в его словах, даже если он просто выкрикнет сгоряча: «Я не хочу жить!», «Как вы все мне надоели!»

Если ребенок напрямик заявит о своем нежелании жить («Выброшусь с балкона, порежу себе вены, утоплюсь»), то постарайтесь избежать провоцирующих реакций. Наиболее типичными ошибками многих родителей являются смех и фразы типа: «Ну и прыгай! Ничего ты этим не добьешься! Никто тебя удерживать не собирается». В большинстве случаев за этими фразами взрослые прячут свой страх перед опасной ситуацией. Но ваш ребенок этого может не знать. И тогда ваши слова он может принять за сомнение в его решительности и смелости, потому и попытается убедить вас в обратном, даже ценой собственной жизни.

Поэтому будьте предельно осторожны в своих словах и действиях. Наблюдайте за ребенком, чтобы не упустить важные изменения в его поведении. Покажите, что он вам небезразличен, дайте ему почувствовать, что он любимый и желанный. Проявляйте заботу и терпение. Постарайтесь уверить его, что все душевные раны со временем заживут. Убедите в том, что безвыходных ситуаций не бывает, и помогите увидеть этот выход.

Если чувствуете близкую опасность, то отложите все дела и останьтесь с ребенком до тех пор, пока это настроение у него не пройдет. Если думаете, что вы сами не справитесь с его желанием покончить с собой, убедите его обратиться за помощью к психологу. Мы должны научиться активно слушать и — главное — слышать наших детей. Для многих из них этого будет достаточно, чтобы не ступить за черту.

Это закономерно в переходный период?

— В этом возрасте у детей начинается настоящая перестройка организма, нарушается внутреннее равновесие в связи с изменением гормонального фона. Все это сказывается на характере и пугает родителей. Этот период потому и называется порой даже подростковым кризисом. Вчерашний ребенок начинает поиск своего места и ответа на вопросы «кто я?» и «для чего я в этом мире?». Полученные ответы могут повлиять на всю его дальнейшую судьбу. Подростковый кризис замыкает череду кризисов в развитии ребенка. Он самый продолжительный и зачастую самый сложный для родителей, ведь подростка тяжелее контролировать, чем первоклассника.

Рамки подросткового кризиса индивидуальны для каждого ребенка, поэтому точно предсказать его начало и конец невозможно. Подросток ведет себя ужасно не потому, что плохо воспитан или у него противный характер, а потому что ему непросто в данный возрастной период жизни.

Обычно чем позже проявляется подростковый кризис, тем более бурно он происходит. Однако если ваш ребенок ведет себя идеально в течение всего подросткового возраста — это тоже повод задуматься, это не совсем нормально. Любой кризис — это закономерный этап развития ребенка, помните об этом!

— Что как посоветовать родителям подростков?

 Каждая семья — это «отдельное государство», где существуют нормы и правила для каждого ее члена. Но главный критерий воспитания — понятие и принятие друг друга! Не отдаляйтесь от своих детей, всячески поддерживайте любое увлечение, проводите вместе свободное время, обсуждайте все, о чем захочет говорить подросток. Даже если вы не разделяете взглядов сына или дочери, выслушайте чужую точку зрения, относитесь к нему и его миру с уважением, даже если все это вам совсем не симпатично. Умейте признать свою неправоту, это укрепляет доверие. Качать права по пустякам не надо, дайте возможность сыну или дочери ошибаться и настаивать на своем, но будьте на расстоянии вытянутой руки, способной поддержать, когда попросят. Только став надежным другом, вы вместе преодолеете кризис подросткового возраста своего ребенка.

Влияние Интернет ресурсов на суицидальное поведение и его профилактика

Влияние Интернета на суицидальное поведение

Предрасположенные из-за депрессивных настроений или личностных черт, расстроенные разговором с друзьями в реальной жизни, подростки ищут похожих людей в сети. Положительные стороны, которые они выделяют - это анонимность общения, возможность обсуждения способов суицида.  Опасный баланс между выбором жизни и смерти может быть нарушен в ответ на негативный стимул, в этом плане содержание интернет-сайта может сыграть свою роль. Также существует риск, что подросток получит помощь в планировании суицида или найдет партнера среди размещенных на ресурсе объявлениях. Примерно у 30% подростков бывают мысли о суициде и примерно половина из них пользуется интернетом. Зависимые, уязвимые, напуганные подростки могут составлять группу повышенного риска, также как и те, кто не может выразить свои сомнения, страхи и печали родителям, поэтому ищут помощи в интернете.

Фактические числа подростковых самоубийств могли легко быть по крайней мере на 25 % выше статистических. Самоубийство - вторая наиболее распространенная причина смерти молодых людей (несчастные случаи, являются наиболее распространенной причиной). Хотя завершенные суициды и попытки самоубийства часто коррелируют с психическим заболеванием, нужно помнить, что (даже в присутствии явной психопатологии) вся фаза связанная с развитием, внутренние конфликты, семейные, и психосоциологические конфликты, которые способствуют риску суицида у подротков, вторичны к основной проблеме этого возраста, а именно - к потребности стать независимым от родителей и развить собственную, взрослую идентичность. Появляющаяся в этом возрасте взрослая личность по своей сути вовлечена в динамику суицидального кризиса. Трудности с установлением доверительных отношений с подростком во время терапии связаны с тем, что психологи сталкиваются с их негативизмом. Федлер пишет, что подросток не хочет понимать свое страдание, он не хочет быть спасенным, а хочет того, чтобы его выражение суицидальных намерений понимали и принимали. Также он пишет, что часто в его клинической практике психотерапевт был первым от кого подросток видел такое отношение. В этом может быть основная причина привлекательности для подростков форумов самоубийц: там они находят понимание и принятие их мыслей, которого нет у них в реальной жизни.

Исследование японских авторов показало, что наличие суицидальных идей можно связать с поиском информации о суициде в сети Интернет, болезненном опыте, относящимся к использованию медиа-средств и недоверии подростка к людям, окружающим его. Одна из гипотез, объясняющих результаты состоит в том, что изначально подозрительный подросток может искать анонимной среды для коммуникации, которую он получает онлайн, где он может свободно говорить о своих проблемах, в том числе и о суицидальных мыслях. Какая бы гипотеза не была верной, исследование показывает 2 возможных пути превенции подросткового суицида. Один из них состоит в том, что подростки, размышляющие о суициде, с высокой вероятностью будут искать информацуию по этому вопросу в интернете, таки образом может оказаться полезным создание сайтов, предоставляющих информацию о возможных способах помощи.

Форумы и чаты в Интернете могут предоставить подросткам возможность анонимно выразить их отчаяние, безнадежность и получить реакцию в условиях, когда они чувствуют, что не могут довериться близким людям или не хотят встречаться лицом к лицу с профессиональными докторами и психологи. Это может служить эмоциональному облегчению. В этой обстановке наиболее удачное начало может иметь прямой личный контакт с врачом. Однако проблема того как человек может быть перенаправлен с суицидального ресурса на ресурс профессиональной поддержки остается открытой. Также внимание нужно уделить вопросу почему человек предпочитает форумы самоубийств, хотя службы онлайн-помощи (такие как Самаритяне) широко доступны (речь идет, конечно же, о зарубежных странах

Существующие исследования ясно отражают сложную картину влияния интернета на суицидальное поведение. Молодые люди могут быть предрасположены к этому, что поднимает этическую проблему что может или даже следует подвергать цензуре в медиа-контенте. Родители или школы могут наложить запрет на просмотр некоторых сайтов, контент которых вызывает у них опасения. С другой стороны, более высокая степень открытости в интернете может быть использована в целях помощи тем, кто имеет высокий риск суицида.

Профилактические усилия не должны состоять из предупреждений об опасности форумов, а скорее в поощрении осведомленности общественности и в уничтожении социального табу о самоубийстве. Мнение некоторых авторов состоит в том, что у подростков уже есть мысли о смерти, когда они ищут форумы самоубийства, они не приобретают их там впервые. Прояснение этой проблемы должно упирать на утверждение, что такие мысли иметь не стыдно, а также объяснение того, как справляться с ними, как распознать их у других, и как и где можно помочь. Фельберг пишет о том, что запрос относительно форумов самоубийства и текущего освещения в СМИ их - признак беспомощности общества, когда дело доходит до вопросов суицида.

Люди, участвующие в Интернет-дискуссиях, могут делиться собственными мыслями о решении проблем.. Участники могут пытаться поощрить или препятствовать суицидальным действиям. Просьба одного участника («я собираюсь сделать это, теперь действительно, я обещаю») предполагает, что он, возможно, чувствовал себя вынужденным выполнить самоубийство, дав обещание своим «сообщникам». Если бы не его общественные обязательства он, возможно, был бы в состоянии найти более конструктивный подход к решению проблем, не теряя лицо.

Особое беспокойство исследователей касается суицидальных инстинктов группы. Толпы, как было известно, подстрекали людей, собирающихся покончить с собой, стоящих на высоких зданиях. Некоторые из интернет-коммуникаций, похоже, демонстрируют это же явление. Однако, важное различие в том, что толпа не так значима для потенциального прыгуна, она состоит из людей, у которых нет никакого особого интереса самоубийству, тогда как интернет-участники являются единомышленниками для потенциального самоубийцы.

Для людей, склонных к суициду, слишком легко подстрекать других убивать себя. Следовательно, у Интернета есть значительный потенциал для формирования сильной коллективной разрушительной силы, воздействуя на амбивалентное отношение участников к жизни и смерти, что может сделать самоубийство более вероятным.

Интернет общение привлекательно для застенчивых и шизоидных личностей, которые отделяют эмоциональные аспекты от интеллектуальных и образных. Очень ранимые люди там безопасно могут выражать себя: с одной стороны, там можно надеяться достигнуть высокой степени близости, с другой стороны обеспечить контроль над тем, что раскрыто и что остается скрытым без лжи. Проблемы коммуникации в Интернете, возникают прежде всего из-за нехватки физического присутствия. Отсутствие физического присутствия ведет к иллюзии герметичности, а вследствие этого, к развитию дистанциированности, идеализации и обесцениванию отношений, что является частой проблемой общения в сети.

Кроме того, мало изучены опасности этих форумов и сайтов. Невозможно сделать достоверные предположения, основываясь на отдельных случаях. Договоры о совместном совершении самоубийства, как было известно, происходили и прежде, до того, как Интернет был изобретен. Единственное, что предлагает сеть в этом плане - это большее количество возможностей. То, что участники этих форумов совершают самоубийство, демонстрирует, что они являются, в конечном счете, склонными к суициду. Убили бы они себя при условии, что они не участвовали бы в форумах или нет -- неизвестно, но это не маловероятно. Также никто не знает, сколько участников этих форумов в конечном счете умерли, хотя создается впечатление, что сделали это немногие. Из клинического опыта известно, что многие, кто является склонным к суициду, совершают приготовления и приобретает средства для того чтобы убить себя, но живут в течение многих лет, и то, что обмен фантазиями о самоубийстве, планами, и убеждениями могут иметь очевидный эффект снятия напряжения. Также удивительно, что вопросы о методах, которые обсуждаются на форумах, продолжают обсуждаться даже в присутствии существующих вебсайтов, которые предлагают подробные инструкции относительно этой темы. Опасность для подростков в том, что они могут уйти из реального общения в мир интернета и стать зависимыми от него.

Поскольку участие в форумах совсем не обязательно, чтобы получить информацию о методах самоубийства, можно сделать догадку о том, что обсуждения методов и объявления о готовящемся самоубийстве - выражение амбивалентного отношения, которое является характерной чертой лиц с суицидальными намерениями.

Интернет-коммуникация предоставляет людям возможность испытать форму социального контакта без реального социального присутствия. Исследования интернет-платформ для дискуссий обнаружили, что оказанная эмоциональная поддержка является самым существенным их преимуществом, позволяя людям обсудить чувства, которые у них, возможно, иначе нет возможности выразить. Пользователи интернет-форумов сообщают, что простое признание и эмпатичная поддержка, которые они там находят, неоценимы.

Однако, поддержка, которую интернет-платформы предлагают пользователям, в значительной степени зависит от участников, участвующих в группе. Нет никакой гарантии, что эти взаимодействия будут полезными, положительными или жизнеутверждающими. Наиболее сомнительные случаи- те, в которых участники поощрают других участников совершить самоубийство или предлогают более смертоносные методы самоубийства. Такие взаимодействия без Интернета не могли быть настолько легко доступны. Таким образом, качество информации, представленной на интернет-ресурсе, а также влияние формата общения -- важные вопросы, которые остаются открытыми.

В исследовании суицидальных записок, оставленных на стенах обсуждений alt.suicide.holiday также иллюстрируется амбивалентность, которая связана со многими суицидальными действиями. При обычных обстоятельствах (вне Интернета) склонные к суициду люди могут сообщить о своих намерениях другим. Однако, диалоги в интернет обсуждениях читаются больше как коммуникации, которые человек мог бы иметь со своим собственным личным журналом. В них показано близкое, ежедневное раскрытие сокровенных мыслей, и чувств человека относительно предполагаемого конца его жизни. Сообщения такого рода могут помочь нашему пониманию происходящего во внутреннем мире человека, и могут быть полезными в управлении суицидальным поведением.

Участники суицидальных ресурсов не так хотят умереть, как не хотят продолжать жить в их существующих жизненных обстоятельствах. Акт сообщения - сам по себе форма связи с жизнью. Здесь находится опасность, которую недооценивают администраторы форумов: озабоченные идеологией права людей закончить их собственные жизни, они не в состоянии заметить, что большинство сообщений выражает сознательное или не сознающее желание выжить, либо они понимают двойственность желаний автора поста, но т.к. сами придерживаются позиции свободного выбора, считают правильным не вмешиваться. К непроверенным предположениям можно отнести гипотезу Фельбера о том, что безучастность участников дискуссий на форумах к невысказанному желанию быть спасенным, могут привести к усилению разочарования в жизни и увеличению суицидального риска автора сообщения.

Было отмечено, что нормальные ограничения и правила беседы, возможно, не существуют в Интернете. В результате люди в онлайн взаимодействиях чувствуют себя свободными, что приводит к открытию их сокровенных чувств. Разделение интимных чувств часто приводит к развитию уникальной связи, создавая виртуальное сообщество, которое поддерживает чувство связности, ключевого защитного фактора для людей, находящихся в опасности. Однако это может сделать человека открытым и уязвимым, создавай потребность в виртуальных группах поддержки, которые используются для того, чтобы не остаться в изоляции.

Свобода общения имеет и другую негативную сторону. Пользователь может не только свободно выражать свои сокровенные чувства, но та же легкость и безнаказанность может послужить основой для выражения грубости и оскорблений в адрес других участников сообщества. В случае лиц, склонных к суициду, такие инциденты могут иметь фатальные последствия. Потребность форумов, посвященных самоубийству в профессиональной помощи является главным решением, которое позволяет избежать разрушительных действий.

Некоторые авторы призывают использовать форму для тех, кто чувствует себя склонными к суициду, поскольку комнаты для дискуссий оказывают важную функцию поддержки, однако, есть мало доказательств того, что пользователь там способен распознать и изменить свои неэффективные способы защиты. У онлайн-групп взаимопомощи нет того роста и изменения стиля взаимодействий, которые могут предложить психотерапевты.

Хотя у пользователей есть чувство виртуального сообщества, и они чувствуют себя поддержку и видят полезные советы или жизнеутверждающие призывы, их оставляют без новых инструментов или навыков для преодоления их трудностей. Исследование показывает, что группы поддержки, которыми управляет профессионал, делают больший акцент на решении проблем и контроля над эмоциями, и поэтому играют более полезную роль в предотвращении самоубийства.

Насколько известно, не было изучено то, какой процент посетителей форумов самоубийств совершил законченный суицид или попытки самоубийства, также мало изучено, мотивирует ли участие в форумах их участников к самоубийству, или удерживает их от него. Следующие исследования демонстрируют доказательные выводы относительно вопросов мотивации и влияния форума на риск суицида их посетителей. Важная особенность Интернета - его 24-часовая доступность. Это позволяет участникам регистрироваться в комнатах для дискуссий, чтобы общаться с другими и обсуждать какие угодно эмоции, положительные или отрицательной, они хотят ли они просто поделиться или найти поддержку, когда угодно. Однако, участники могут также ощутить отчужденность от группы, когда смотритель и другие участники не присутствуют в момент, когда пользователь чувствует себя плохо

Некоторые исследователи утверждают, что использование комнат для дискуссий приводит более широким и лучшим общественным связям, освобождая людей от ограничений географии или изоляции, обремененных болезнью или другими трудностями в установлении взаимодействий с другими. Другие утверждают, что Интернет заставляет людей становиться изолированными в социальном отношении и убегать от подлинных общественных отношений. Некоторые авторы выразили беспокойство, что у тех, кто является склонным к суициду, есть небольшая социальная поддержка в начале, и человек, ищущий поддержку онлайн в будущем углубит свою изоляцию, проводя часы только перед компьютером. Результаты исследования, однако, не нашли доказательств, что несколько часов в неделю в Интернете увеличивают социальную изоляцию пользователей. Социальное разъединение связано с низким качеством жизни и уменьшает физическое и психологическое здоровье. Исследования показали, что, когда у людей есть больше социальных контактов, они более счастливы и здоровы, физически и душевно.

Люди, которые думают о самоубийстве, часто стыдятся своих чувств. Они находят, что комнаты для дискуссий являются безоценочными. Пользователи менее обеспокоены тем, что их оценят отрицательно товарищи по их онлайн-группе, у которых были похожие мысли или события, в отличие от прогнозов в отношении таких обсуждений оффлайн с друзьями или семьей, которые, возможно, не поймут их чувства.

В отличии от обычных пользователей сети, пользователи, посещающие сеть с суицидальными намерениями проводят больше времени онлайн, а также имеют больше факторов риска, таких как одинокое проживание, низкий уровень образования, безработность, более серьезная психиатрическая история, но не отличаются от второй группы по полу, возрасту или этнической принадлежности. В сумме, у первой группы риск суицида оказался значительно выше, чем у второй. Пользователи, посещающие сеть с суицидальными намерениями, менее склонны принимать помощь от семьи или друзей, но имею большую склонность искать ее в онлайне. В соответствии с первоначально выдвинутой авторами гипотезой, эта группа имеет целью установление новых межличностных отношений онлайн. По результатм других измерений, обе группы схожи в том, что не стремятся раскрывать свои суицидальные переживания перед другими, даже если желание или потребность в обсуждении своих суицидальных переживаний появляется, пользователи выбирают для этого анонимную среду. В отношении поиска поддержки, кроме форумов и подобных ресурсов, пользователи показывают большую готовность обращения к профессиональным онлайн-консультантам, однако пользователи из первой группы с большей вероятностью совсем не будут искать помощи в своих проблемах.

Исследование показывает интересные результаты относительно отношения самих респондентов к около суицидальным ресурсам. Наиболее положительную оценку респонденты дают форумам с открытым форматом обсуждений. Они отмечают, что форумы - это место, где они могут найти поддержку, людей, похожих на себя, которые могут принести им большую пользу в их нуждах. Общение с семьей, психологами или на специализированных сайтах поддержки респонденты находят менее удовлетворительным. Авторы считаю это показателями того, что пользователи, посещающие сеть с суицидальными намерениями, преимущественно нуждаются в общении один на один, анонимности и свободе выражения своих переживаний.

Относительно того, как эта группа оценивает влияние их онлайн-жизни на суицидальные переживания, пользователи отвечают, что чувствуют себя менее отчужденными, чем в их оффлайн-жизни, а половина опрошенных ощущает большую поддержку и уменьшение их суицидальных переживаний после выхода онлайн. Однако меньше трети отпрошенных считают, что их жизнь в онлайне разрешает их проблемы, а около 10-ти процентов чувствуют ухудшение своих суицидальных переживаний.

 Опрос среди участников одного из популярных немецких суицидальных форумов и выявили 3 типа пользователей

Тип первый: пользователи, которые охотно общаются на форуме, их сообщения в основном сосредоточены на обсуждении собственных переживаний, среди их мотивов преобладают деструктивные мотивы (поиск методов самоубийства, поиск партнера для самоубийства и т.д.). За время присутствия на форуме степень выраженности их суицидальных переживаний практически не изменилась. Среди всех типов этот тип обладает наиболее высокими оценками суицидального риска.

Тип второй: пользователи, имеющие невысокие оценки по степени выраженности всех мотивов (и конструктивных и деструктивных), они не выражают высокой заинтересованности в социальной поддержке или в помощи для совершения самоубийства.

Тип третий: пользователи с сильно выраженными оценками по конструктивной мотивации (поиск социальной поддержки, разделение своих переживаний с другими и т.д.). Они активно участвую в дискуссиях, в одинаковой степени интересуются обсуждением своих переживаний, как и готовы разделять чужие. За время пребывания на форуме у этой группы наблюдается значительное снижение суицидального риска.

Одна из наиболее поразительных особенностей форумов - то, что люди не видят препятствий для выражения своих бед или радостей. Они могут сказать что-то, что они вряд ли бы сказали по телефону или написали бы в письме. У киберпространства есть иллюзия другой реальности. В результате люди говорят очень интимные вещи или самые неприятные со значительной степенью непринужденности.

Исследователи Интернет-форумов обнаружили, что обсуждения групп сосредотачиваются в основном на информировании друг друга, руководствах и советах. Большинство сообщений на форумах, имеет тип самораскрытия, люди, выражают свои чувства, делятся событиями и надеждами. Участники часто предлагают сочувствие, теплоту и понимание тем, кто выражает потребность в поддержке.

Онлайн группы поддержки, которые ведет профессионал могут положительно влиять на их пользователей. Ниже приведены несколько факторов, несущих свое целебное действие:

Общее свойство суицидального кризиса - чувство уникальности и острого одиночества. Склонный к суициду человек, который страдает от непреодолимой духовной боли, может полагать, что никто и никогда больше не испытывал такую боль, и при этом никто не может понять его(ее) внутренние чувства и мысли. Открытие, что такой опыт не уникален, а наоборот, является достаточно известным явлением, может облегчить боль и улучшить эмоциональное состояние человека.

Суицидальный кризис характеризуется познавательными искажениями, такими как замешательство, трудности в мышлении, и суженная перспектива. Группа поддержки онлайн может быть более эффективной при реформации суицидальной перспективы, чем отдельный помощник, вследствие множества альтернативных перспектив, которые она предлагает склонному к суициду человеку.

Самоубийство часто вызывается кризисами, и поэтому не обязательно происходит в течение рабочих часов профессиональных психиатрических служб. Асинхронность групп поддержки онлайн делает их практически всегда доступными, так как сообщения можно послать в любое время. Душевная боль пишущего может быть облегчена после публикации сообщения и немедленного разделения чувств с группой. Склонные к суициду люди часто раскрывают себя в письме. Было обнаружено, что письменное раскрытие своего внутреннего мира является целебным, т.о. участие в онлайн группе поддержки также может облегчить эмоциональную боль.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.