Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Профессиограмма 6

Дата: 7 мая 2021 в 13:17, Обновлено 22 сентября 2021 в 11:03
Автор: Ганчук В. В.

<article>

Врач

Область  базовых знаний и их уровень естественные науки (биология, физика, химия), уровень высокий (теоретический) медицина, уровень средний (практическое использование знаний)

Профессиональная область здравоохранение, медицина

Условия работы в помещении и вне помещения, мобильный

Доминирующие виды деятельности:

  • выявление причин различных заболеваний;
  • оказание своевременной плановой и экстренной медицинской помощи;
  • Диагностика и лечение больных в стационаре (больницах) и амбулаторно (например, в поликлиниках);
  • осуществление реабилитационных и профилактических мероприятий;
  • внедрение новых препаратов и лекарственных средств;
  • осуществление санитарно-просветительной работы среди населения;
  • осуществление пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

  • высокий уровень развития произвольного внимания (способность обнаружить даже незначительные проявления симптомов заболевания);
  • хорошо развитая словесно-логическая долговременная память (способность в нужный момент оказать своевременную медицинскую помощь, порекомендовать лекарственное средство, необхо-димое для данного заболевания);
  • способность анализировать факты и логически мыслить;
  • ручная ловкость при проведении различных процедур;
  • быстрота реакции;
  • психоэмоциональная стабильность и способность переносить большие физические нагрузки;
  • вербальные способности (умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли).

Личностные качества, интересы и склонности:

  • доброжелательность и приветливость;
  • ответственность;
  • аккуратность;
  • тактичность;
  • оптимистичность;
  • внимательность;
  • готовность в любое время оказать нуждающимся медицинскую по-мощь;
  • бескорыстность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • невнимательность;
  • эгоистичность;
  • эмоциональная несдержанность;
  • жестокость;
  • брезгливость;
  • нетерпимость;
  • рассеянность.

Области применения профессиональных знаний:

  • научно-исследовательские институты;
  • медицинские учреждения (больницы, санатории, оздоровительные лагеря, поликлиники, родильные дома, диспансеры, реабилитационные центры, травматологические пункты, женские консультации, медсанчасти, здравпункты, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты);
  • образовательные учреждения (школы, детские сады и дошкольные учреждения, институты, колледжи, техникумы, училища);
  • социальные организации (детские дома, приюты, дома престарелых и инвалидов, дома ребенка, детские центры творчества и досуга);
  • предприятия;
  • правоохранительные органы (суды, детские приемники-распре-делители, колонии, прокуратура, районные управления внутрен-них дел);
  • МЧС, службы спасения;
  • военные организации.

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

  1. Витебский государственный медицинский университет - http://www.vgmu.vitebsk.by
  2. Гомельский государственный медицинский институт - http://www.medinstitut.gomel.by
  3. Гродненский государственный медицинский университет - http://www.grsmu.by
  4. Белорусский государственный медицинский университет - http://www.bsmu.by

Врач-стоматолог

Область базовых знаний и их уровень естественные науки (биология, физика, химия), уровень высокий (теоретический) медицина, уровень средний (практическое использование знаний)

Профессиональная область здравоохранение, медицина

Условия работы в помещении, сидячий

Доминирующие виды деятельности:

  • осмотр полости рта больного (в том числе и инструментальный), выслушивание жалоб и формулирование выводов о предполагаемом диагнозе и лечении;
  • санация полости рта на основе осмотра и жалоб больного, которая включает в себя лечение кариеса, удаление дефектов тканей зуба путем пломбирования, удаление зубного камня, лечение различных заболеваний зубов и десен;
  • расшифровка рентгенологических снимков;
  • хирургическое удаление зубов и корней (зубной хирург);
  • осуществление процедуры протезирования зубов (зубной техник, протезист);
  • осуществление коррекции формы зубов и прикуса;
  • проведение плановых профилактических осмотров (в детских садах школах, в поликлиниках при различных предприятиях и т.д.) и при необходимости осуществление санации полости рта больных;
  • обучение навыкам гигиены полости рта и правильного ухода за зубами и деснами, дача рекомендаций по выбору зубной щетки, вида зубной пасты, использованию зубной нити и различных зубных эликсиров.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

  • навыки точной манипуляции и ловкость;
  • высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность сосредоточиваться на одном объекте при одновременном отвлечении от других и удерживать на нем внимание длительное время, не отвлекаясь);
  • способность длительное время заниматься монотонной работой;
  • способность анализировать ситуацию и, исходя из этого, строить планы дальнейшего лечения;
  • хорошее зрение.

Личностные качества, интересы и склонности:

  • эмоционально-волевая уравновешенность;
  • аккуратность.
  • терпеливость;
  • внимательность, доброжелательность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • плохое зрение;
  • заболевания кожи рук;
  • несдержанность, излишняя импульсивность;
  • грубость и резкость движений;
  • агрессивность, невнимательность.

Области применения профессиональных знаний:

  • стоматологические кабинеты в поликлиниках;
  • стоматологические отделения и кабинеты в больницах;
  • специализированные стоматологические поликлиники и больницы;
  • частные стоматологические клиники;
  • стоматологические кабинеты в детских учреждениях (детских садах, школах, колледжах и т.д.);
  • детские оздоровительные лагеря и лагеря отдыха;
  • санатории и дома отдыха.

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

  1. Витебский государственный медицинский университет - http://www.vgmu.vitebsk.by
  2. Белорусский государственный медицинский университет - http://www.bsmu.by

Фармацевт

Характеристика процесса труда. Фармацевты занимаются приготовлением лекарств – порошков, жидких микстур, настоев и отваров и т.д. по рецептам врачей, при изготовлении лекарства проверяют совместимость ингредиентов и правильность дозировки. Реализуют населению лекарственные средства по рецептам и разрешённые к отпуску без рецепта предметы санитарии, гигиены ухода за больными и другие товары аптечного ассортимента. Рабочее место фармацевта зависит от места работы. Фармацевт может работать на месте выдачи лекарств, в отделе готовых лекарственных форм. В лечебно-профилактических и других фармацевтических учреждениях рабочее место фармацевта – лаборатория. Работа фармацевта связана с нагрузками нервно-психологического характера, так как он отвечает за дозировку и отпуск ядовитых и наркотических веществ.

Сфера деятельности. Фармацевты работают в аптеках, на аптечных складах и оптовых фирмах по продаже лекарственных средств, в контрольно-аналитических лабораториях и больничных аптеках, лечебно-профилактических учреждениях.

Требования профессии к человеку. Внимательность, сосредоточенность, точность. Высокая требовательность к себе, способность к постоянному самоконтролю. Доброжелательность и выдержка при общении с людьми.

Медицинские противопоказания. Сердечно-сосудистые заболевания; хронические желудочно-кишечные заболевания; хронические заболевания печени и желчно-выделительной системы; хронические заболевания почек; сахарный диабет и другие эндокринные заболевания; заболевания системы крови, заболевания мышц. Нервно-психические заболевания с нарушением движений, координации, со снижением интеллекта; заболевания кожи в резко выраженной форме; снижение остроты зрения; нарушение обоняния, вкусовых ощущений.

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

  1. Витебский государственный медицинский университет - http://www.vgmu.vitebsk.by
  2. Белорусский государственный медицинский университет - http://www.bsmu.by

Химик

Область базовых знаний и их уровень естественные науки (химия, физика, биология), уровень высокий (теоретический) естественные науки (химия, физика, биология), уровень средний (практическое использование знаний)

Профессиональная область химия.

Условия работы в помещении, сидячий.

Доминирующие виды деятельности:

  • химический анализ и исследование состава веществ, продукта, полупродукта (промежуточного соединения), сырья реакционной смеси;
  • изучение свойств различных веществ;
  • прогнозирование использования веществ в народном хозяйстве;
  • химический синтез (получение определенного продукта, обладающего заданным химическим составом и строением);
  • получение, производство различных веществ в промышленных масштабах (минеральных удобрений, инсектицидов, ростовых добавок и пр.);
  • разработка способов и подбор условий синтеза (температуры, давления, последовательности, количественного соотношения компонентов);
  • химические исследования: анализ и синтез новых продуктов, испытание их свойств;
  • создание технологических проектов (описание характеристик исходных веществ, типа, числа, габаритов, мощности и последовательности включения аппаратов технологической цепочки; определение материальных и энергетических расходов; контроль за количеством и качеством отходов, способами их хранения и утилизации);
  • наблюдение, управление химическим процессом (теплообмен и теплопровод, диспергирование (измельчение), сепарация (разделение) - фильтрование, дистилляция и т. п.).

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

  • высокий уровень концентрации и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени удерживать внимание на одном предмете или виде деятельности);
  • умение анализировать и систематизировать большое количество информации;
  • способность заниматься длительное время кропотливой работой;
  • высокая помехоустойчивость;
  • умение воспринимать и различать широкий спектр цветов и оттенков;
  • хорошая память на символы и знаки;
  • тонкая ручная моторика;
  • хорошее обоняние.

Личностные качества, интересы и склонности:

  • организованность;
  • аккуратность;
  • четкость, собранность;
  • упорство;
  • самоконтроль;
  • любознательность;
  • усидчивость, терпеливость.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • неаккуратность;
  • неряшливость;
  • рассеянность, невнимательность;
  • неорганизованность;
  • отсутствие склонности к исследовательской деятельности;
  • дальтонизм.

Области применения профессиональных знаний:

  • отраслевые и академические научно-исследовательские институты;
  • химические предприятия и комбинаты (по производству пластмасс, синтетических волокон и тканей, удобрений и т.д.);
  • образовательные учреждения (школы, техникумы, институты, университеты);
  • предприятия целлюлозно-бумажной промышленности;
  • горно-обогатительные комбинаты;
  • медицинские учреждения (фармацевтическая промышленность);
  • центральные заводские лаборатории и контрольные станции;
  • предприятия пищевой промышленности;
  • парфюмерная промышленность.

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

  1. Белорусский государственный университет - http://www.bsu.by
  2. Могилевский государственный университет им. А.Л. Кулешова http://www.msu.mogilev.by
  3. Белорусский государственный технологический университет - http://www.bstu.unibel.by
  4. Полоцкий государственный университет - http://www.psu.by/
  5. Гродненский государственный университет им. Я. Купалы - http://www.grsu.by

Агроном

Доминирующие виды деятельности:

  • разработка посевных программ с учетом экологических и географических особенностей местности;
  • наблюдение за температурой, воздухопроницаемостью, влажностью почвенных слоев;
  • наблюдение за ростом и развитием растений;
  • прогнозирование и наблюдение за погодными условиями;
  • обеспечение подкормки и защиты растений;
  • выявление причин низкого урожая или брака в работе;
  • прогнозирование при выборе агротехнических приемов;
  • проведение научно-технической работы (исследование и применение на практике достижений науки и техники);
  • планирование сроков посевных и уборочных работ;
  • управление трудом механизаторов, полеводов и др.;
  • осуществление контроля над выполнением поставленных задач;
  • совершенствование сельскохозяйственного производства.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

  • гибкость и самостоятельность мышления;
  • хорошие аналитические способности;
  • высокий уровень развития внимания, памяти;
  • хорошие организаторские способности;
  • способность принимать быстрые и нестандартные решения;
  • способность работать в условиях ненормированного графика;
  • способность прогнозировать.

Личностные качества, интересы и склонности:

  • инициативность;
  • выносливость (способность работать в различных погодных условиях);
  • оперативность (быстрое реагирование на различные ситуации);
  • творческое отношение к труду;
  • эмоциональная устойчивость;
  • ответственность;
  • наблюдательность;
  • стремление к самосовершенствованию.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • безответственность;
  • отсутствие стремления к инновациям (нововведениям);
  • быстрая физическая утомляемость;
  • отсутствие наблюдательности;
  • неспособность действовать в условиях критической ситуации.

Области применения профессиональных знаний:

  • научно-исследовательские институты;
  • академии наук;
  • сельскохозяйственные предприятия (фермы, совхозы и др.);
  • питомники, оранжереи;
  • педагогическая деятельность в специализированных образовательных учреждениях.

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

  1. Гродненский государственный аграрный университет http://www.ggau.info
  2. Белорусская государственная сельскохозяйственная академия - http://www.baa.by

Эколог

Содержание деятельности

Контролирует выполнение законов, инструкций, правил и норм по охране окружающей среды. Проводит исследовательские работы по очистке промышленных сточных вод, предотвращению загрязнения окружающей среды и выбросов веществ в атмосферу, ликвидации технических отходов. Анализирует работу природоохранных объектов и состояние окружающей среды.

Профессионально важные качества

  • аналитические и математически способности;
  • логическое мышление;
  • кратковременная и долговременная память;
  • способность переносить физическое и психическое напряжение в различных погодных условиях.

Медицинские противопоказания.

Работа не рекомендуется людям с заболеваниями: органов дыхания; сердечно-сосудистой системы; аллергия, плохое зрение.

Требования к профессиональной подготовке.

Должен знать: основы общей, аналитической и физической химии; правила техники безопасности при проведении лабораторных исследований; методы анализа, методики проведения расчетов по их результатам; государственные стандарты на анализируемые вещества; правила наладки лабораторного оборудования.

Должен уметь: налаживать и подготавливать к работе лабораторное оборудование, проводить исследование химических и физико-химических свойств вещества; оформлять лабораторную документацию.

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

  1. Белорусский государственный университет - http://www.bsu.by
  2. Белорусский государственный технологический университет - http://www.bstu.unibel.by
  3. Международный государственный экологический университет им. А.Д. Сахарова - http://www.iseu.by
  4. Белорусская государственная сельскохозяйственная академия - http://www.baa.by

Технолог

Описание профессии

Прежде чем начнется выполнение работ на производстве, технолог должен в деталях увидеть весь процесс производства, а для этого требуется знание ассортимента расходных материалов и их свойств, возможности оборудования, способности персонала и время, необходимое для выполнения работ. Технолог должен обладать глубокими техническими знаниями и творчески их использовать, находиться на острие развития отрасли, обеспечивая применение передовых способов производства, а значит, непрерывно учиться.

Содержание деятельности

Технолог работает на предприятиях пищевой, легкой и тяжелой промышленности. Технолог разрабатывает и внедряет технологические процессы и режимы производства на выпускаемую продукцию предприятием (цехом, участком), устанавливает порядок выполнения работ. Анализирует и контролирует качество сырья, материалов, готовой продукции, проводит необходимые технологические расчеты и оформляет техническую документацию, выявляет причины брака продукции, разрабатывает меры по его предупреждению и ликвидации, осуществляет контроль за соблюдением правил техники безопасности.

Профессионально важные качества

Аналитические способности, наглядно-образное и предметно-действенное мышление, высокая концентрация внимания, коммуникабельность, организаторские способности.

Должен знать:

Нормативные и методические материалы по технологической подготовке производства, технологию производства продукции, технические характеристики, экономические показатели лучших отечественных и зарубежных аналоговых технологий, основное технологическое оборудование и принципы его работы, нормативы расхода сырья, материалов, топлива, энергии, виды брака и методы его предупреждения, основы физики, химии, технической механики, психологии, социологии, трудового законодательства.

Медицинские противопоказания

Ярко выраженные заболевания органов зрения и слуха, сердечно - сосудистые заболевания.

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

  1. Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина - http://www.brsu.brest.by
  2. Витебский государственный технологически и университет - http://www.vstu.Vitebsk.by
  3. Полоцкий государственный университет - http://www.psu.by/
  4. Гродненский государственный университет им. Я. Купалы - http://www.grsu.by
  5. Гродненский государственный аграрный университет http://www.ggau.info
  6. Белорусский государственный технологический университет - http://www.bstu.unibel.by
  7. Могилёвский государственный университет продовольствия - http://www.mgup.mogilev.by

Зооинженер

Содержание труда:

  • обеспечение рационального содержания с/х животных;
  • ведение племенной работы;
  • отбор животных для стандартизации стада;
  • организация воспроизводства и искусственного осеменения;
  • участие в создании кормовой базы.

Должен знать:

  • зоологию, анатомию, физиологию с/х животных;
  • генетику, зоогигиену, ветакушерство;
  • экономику отрасли и предприятия;
  • вопросы охраны труда и окружающей среды.

Профессионально важные качества:

  • любовь к животным;
  • быстрота реакции;
  • аккуратность;
  • чувство ответственности;
  • организаторские способности;
  • наблюдательность.

Медицинские противопоказания:

  • плохое зрение и слух;
  • психические и нервные заболевания;
  • нарушение функций опорно-двигательного аппарата.

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

  1. Гродненский государственный аграрный университет http://www.ggau.info
  2. Витебская государственная академия ветеринарной медицины - http://www.vsavm.com
  3. Белорусская государственная сельскохозяйственная академия - http://www.baa.by

Селекционер

Общая характеристика профессии:

  • селекционер создаёт и улучшает сорта растений и породы животных, применяя научные методы отбора;
  • знает особенности пород животных или видов растений, условия содержания, устойчивость к неблагоприятным факторам. Главной целью селекционера является получение как можно большего количества существ с ценными для человека свойствами и последующее увеличение числа этих особей.

Профессионально важные качества:

  • наблюдательность;
  • аналитическое мышление;
  • развитая функция внимания;
  • хорошая память;
  • эмоциональная устойчивость.

Сфера деятельности:

  • сельскохозяйственные комплексы;
  • фермерские хозяйства;
  • оранжереи;
  • питомники;
  • теплицы;
  • научно-исследовательские и образовательные институты.

Медицинские противопоказания:

  • не рекомендуется людям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, нервной системы, аллергическими заболеваниями, хроническими заболеваниями любых органов и систем организма с тяжёлым течением, частыми приступами.

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

  1. Белорусская государственная сельскохозяйственная академия - http://www.baa.by

Инженер-технолог

Содержание труда: разрабатывает и внедряет технологические процессы и режимы производства на выпускаемую продукцию предприятием (цехом, участком), устанавливает порядок выполнения работ, пооперационный маршрут, определяет основные методы контроля качества, ведет техническую документацию, участвует в проведении экспериментальных работ, организационно-технических мероприятий по повышению эффективности производства.

Должен знать: нормативные и методические материалы по технологической подготовке производства, технологии производства продукции, технические характеристики, экономические показатели лучших отечественных и зарубежных аналоговых технологий, основы фундаментальных наук: физики, химии, технической механики и др.

Сфера деятельности. Инженер-технолог работает на производствах.

Требования профессии к человеку. Оперативность мышления, инициативность, эмоциональная устойчивость.

Профессионально важные качества:

  • аналитические способности;
  • самостоятельность;
  • твердость характера;
  • организаторские и коммуникативные способности.

Медицинские противопоказания:

  • выраженные заболевания нервной системы;
  • психические заболевания;
  • поздние стадии гипертонической болезни.

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

  1. Белорусский государственный технологический университет - http://www.bstu.unibel.by
  2. Полоцкий государственный университет - http://www.psu.by/
  3. Гродненский государственный университет им. Я. Купалы - http://www.grsu.by
  4. Гродненский государственный аграрный университет http://www.ggau.info
  5. Белорусский национальный технический университет - http://www.bntu.by
  6. Могилёвский государственный университет продовольствия - http://www.mgup.mogilev.by
  7. Белорусская государственная сельскохозяйственная академия - http://www.baa.by
  8. Витебский государственный технологический университет - http://www.vstu.Vitebsk.by

Инженер-конструктор

Содержание труда: подготовка исходных данных, выполнение чертежно-графических работ, оформление документов и копирование, конструкторская разработка деталей, узлов машин, оснастки и т. д.

Должен знать: теорию машин и механизмов, сопротивление материалов, экономику и организацию производства, физику, механику, черчение.

Профессионально важные качества:

  • пространственно-образное и логическое мышление;
  • зрительно-моторная координация;
  • память;
  • склонность к кропотливой работе;
  • творческое воображение.

Медицинские противопоказания:

  • дефекты зрения;
  • нервные и психические заболевания;
  • нарушение координации движений рук.

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

  1. Витебский государственный технологически и университет - http://www.vstu.Vitebsk.by
  2. Белорусский государственный технологический университет - http://www.bstu.unibel.by
  3. Белорусский государственный университет - http://www.bsu.by

Инженер-механик

Содержание труда: проектирует, конструирует и эксплуатирует технологическое оборудование различных производств, обеспечивает рабочих производственными заданиями и контролирует их выполнение, занимается организацией рабочих мест, осуществляет контроль за состоянием оборудования и соблюдением техники безопасности.

Должен знать: черчение и начертательную геометрию, теоретическую механику, материаловедение, теорию машин и механизмов, вычислительную технику, организацию и технологию соответствующего производства, автоматику и автоматизацию производственных процессов, экономику отрасли.

Профессионально важные качества:

  • конструктивное и логическое мышление;
  • внимательность;
  • умение принимать ответственные решения;
  • организаторские способности.

Медицинские противопоказания:

  • серьезные нарушения функций опорно-двигательного аппарата;
  • плохие зрение и слух;
  • нервные и психические заболевания.

Инженер-строитель

Содержание труда: руководит общестроительными работами, монтажом строительных конструкций, осуществляет контроль за качеством строительных материалов и конструкций, разрабатывает проекты организации строительства и производство работ, занимается нормированием и сметным делом.

Должен знать: начертательную геометрию и черчение, сопротивление материалов, строительную и теоретическую механику, технологию строительного производства, методы расчета, конструирования и контроля качества строительных конструкций, основы сметного дела.

Профессионально важные качества:

  • широкий кругозор в области строительства;
  • принципиальность;
  • настойчивость;
  • хороший глазомер;
  • высокий уровень пространственных представлений.

Медицинские противопоказания:

  • слабое зрение;
  • нервные и психические заболевания;
  • болезни, связанные с потерей сознания;
  • серьезные заболевания опорно-двигательного аппарата.

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

  1. Белорусский государственный университет транспорта - http://www.belsut.gomel.by
  2. Белорусский национальный технический университет - http://www.bntu.by
  3. Брестский государственный технический университет - http://www.bstu.by
  4. Полоцкий государственный университет - http://www.psu.by/
</article>
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.