Историк
Область базовых знаний и их уровень: гуманитарный науки высокий уровень (теоретический), гуманитарные науки средний уровень (практический)
Профессиональная область: история
Условия работы: в помещении
Доминирующие виды деятельности:
- изучение основных исторических событий жизни человечества;
- изучение политических, экономических, культурных факторов, влияющих на ход исторических событий;
- изучение закономерностей развития общества;
- установление причинно-следственных связей между историческими явлениями, прогнозирование возможных событий;
- сбор и систематизация различной информации, фактов, событий и их последующее объяснение с точки зрения исторической науки;
- исследование и толкование исторических первоисточников (летописей, рукописей, писем, биографий и пр.) в соответствии с конкретной эпохой;
- оформление результатов исторического исследования в научной, публицистической, художественной форме;
- постановка научного эксперимента с использованием достижений и методов других наук;
- разработка и усовершенствование методов исторического исследования;
- участие в археологических раскопках.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
- высокий уровень развития мнемических способностей (памяти);
- гибкость мышления;
- хорошее развитие логического мышления (способность группировать, обобщать множество фактов, устанавливать причинно-следственные связи между событиями);
- высокий уровень концентрации внимания;
- способность воспринимать большое количество информации;
- способность заниматься длительное время кропотливой работой (работа с архивными документами).
Личностные качества, интересы и склонности:
- наблюдательность;
- аккуратность;
- настойчивость;
- терпеливость, усидчивость;
- эрудированность,
- широкий кругозор
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- неорганизованность;
- неспособность сопоставлять и анализировать факты;
- ограниченность кругозора;
- отсутствие склонности к работе с документами;
- отсутствие целеустремленности.
Области применения профессиональных знаний:
- научно-исследовательские институты;
- государственные архивы;
- библиотеки;
- музеи;
- образовательные учреждения (школы, колледжи, вузы).
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
- Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины - http://www.gsu.by
- Гродненский государственный университет им. Я. Купалы - http://www.grsu.by
- Белорусский государственный университет - http://www.bsu.by
- Могилевский государственный университет им. А.Л. Кулешова http://www.msu.mogilev.by
Воспитатель детского сада
Содержание труда:
- организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию детей;
- готовит их к школе;
- обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещениях;
- прививает детям навыки личной гигиены;
- следит за своевременным и качественным питанием детей;
- консультирует родителей по вопросам обучения и воспитания детей;
- несёт ответственность за жизнь и здоровье детей.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста:
- общительность, отзывчивость, тактичность;
- наблюдательность, внимательность, ответственность;
- склонность к работе с детьми;
- хорошая образная память, наглядно-действенный тип мышления;
- высокая общая культура;
- правильная, грамотная и внятная речь;
- умение контролировать свое поведение.
Медицинские противопоказания:
- нервно-психические заболевания;
- заболевания сердечно-сосудистой и дыхательных систем, опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха;
- хронические инфекционные и кожно-венерические заболевания;
- люди, являющиеся вирусоносителями;
- люди, имеющие вредные привычки (курение, алкоголь, наркомания).
Требования к профессиональной подготовке:
- знания дошкольной педагогики и психологии;
- основы гигиены и педиатрии;
- этики и эстетики;
- организации и методики воспитательной работы;
- навыки проведения занятий по физической культуре.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
- Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина - http://www.brsu.brest.by
- Витебский государственный университет им.П.М. Машерова - http://www.vsu.by
- Мозырский государственный педагогический институт им. И.П.Шамякина - http://www.mspu.by
- Гродненский государственный университет им. Я. Купалы - http://www.grsu.by
- Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка - http://www.bspu.unibel.by
- Могилевский государственный университет им. А.Л. Кулешова http://www.msu.mogilev.by
Социолог
Содержание труда:
- проводит социологические исследования с целью разработки и внедрения мероприятий, направленных на создание в учреждениях, организациях, предприятиях наиболее благоприятных социально-психологических условий;
- составляет программы социологических исследований;
- обрабатывает первичную информацию, обобщает полученные данные;
- разрабатывает рекомендации.
Должен знать:
- нормативные, методологические и др. руководящие материалы по решению социальных вопросов;
- социологию труда, коллектива;
- методы проведения социологических исследований;
- основы психологии труда, инженерной, социальной, педагогической психологии;
- передовой отечественный и зарубежный опыт работы социологов.
Профессионально важные качества:
- аналитическое мышление;
- коммуникативные способности;
- эмоционально-волевая устойчивость;
- хорошая память;
- высокий уровень концентрации и распределения внимания.
Медицинские противопоказания:
- заболевания опорно-двигательного аппарата;
- нервные и психические расстройства;
- слабое зрение;
- высокая утомляемость.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
- Гродненский государственный университет им. Я. Купалы - http://www.grsu.by
- Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка - http://www.bspu.unibel.by
- Могилевский государственный университет им. А.Л. Кулешова http://www.msu.mogilev.by
Тренер
Область базовых знаний и их уровень: педагогика и психология высокий уровень (теоретический), физкультура и спорт средний уровень (практический)
Профессиональная область: спорт
Условия работы: в помещении, мобильный
Доминирующие виды деятельности:
- учебно-тренировочная работа в физкультурно-оздоровительных
- группах и спортивных секциях;
- подготовка учащихся к соревнованиям;
- принятие мер по повышению роли физической культуры в оздоровлении трудящихся и членов их семей, предупреждению заболеваемости и сохранению их здоровья;
- разработка предложений по совершенствованию режимов труда
- и отдыха, инструкций, рекомендаций и других методических материалов по использованию различных форм и методов физической
- культуры для профилактики возможных заболеваний;
- внедрение в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- организация проведения смотров, конкурсов и других спортивных
- мероприятий;
- проведение консультаций для людей, занимающихся физической
- культурой;
- осуществление профессионально-физической подготовки.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
- физическая сила, оптимальная для данного вида спорта;
- способность к волевому саморегулированию;
- физическая выносливость;
- высокая психическая и эмоциональная устойчивость;
- быстрота реакции;
- хорошая координация движений;
- высокий уровень развития моторной памяти (двигательной)
Личностные качества, интересы и склонности:
- терпеливость;
- сильная воля;
- упорство;
- стремление преодолевать неудачи;
- уверенность в себе;
- целеустремленность;
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- отсутствие физической и психической выносливости;
- агрессивность;
- безответственность;
- равнодушие;
Области применения профессиональных знаний:
- средние общеобразовательные, средние специальные и высшие
- учебные заведения;
- спортивные центры, спорткомплексы;
- спортивные клубы;
- бассейны;
- санатории-профилактории;
- детские лагеря.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
- Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина - http://www.brsu.brest.by
- Гродненский государственный университет им. Я. Купалы - http://www.grsu.by
- Белорусский государственный университет культуры - http://www.buk.by
- Витебский государственный университет им.П.М. Машерова - http://www.vsu.by
- Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины - http://www.gsu.by
- Мозырский государственный педагогический институт им. И.П.Шамякина - http://www.mspu.by
- Могилевский государственный университет им. А.Л. Кулешова - http://www.msu.mogilev.by