Информация о реализации проекта "Школа - территория здоровья"
Информация о выполнении проекта
«Школа – территория здоровья»
На современном этапе развития образования для повышения качества образования среди первоочередных мероприятий отмечается необходимость воспитания культуры здорового образа жизни, приобщение к занятиям физической культурой и спортом, формирование психологической устойчивости к зависимым формам поведения, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
В связи с компьютеризацией и информатизацией интерес к занятиям физической культурой и спортом падает как у взрослых людей, так и у учащихся школ и студентов учебных заведений. В учебной и методической литературе не освещаются вопросы, связанные с повышением интереса к занятиям физической культурой, отсутствуют рекомендации по организации оптимального контроля двигательных действий. Поэтому многим преподавателям и тренерам приходится искать новые пути решения этой проблемы. Разработка методики контроля двигательных умений и навыков, а также организация занятий нетрадиционными методами и средствами обучения учащихся представляется актуальной и своевременной. В гимназии разработана методика обучения, основанная на использовании спортивных игр, в частности волейбола, баскетбола. Реализация данной методики способствует повышению уровня успеваемости, развивает индивидуальные и личностные качества, формирует познавательный интерес учащихся.
Данный проект был разработан с целью решения проблемы индивидуализации и дифференциации обучения, что предусматривает разработку программно-методического обеспечения урочных и внеурочных форм, реализуемых в условиях физкультурно-оздоровительной среды гимназии.
Работа над проектом была начата в 2018/2019 учебном году. В 2018/2019 учебном году разработаны методологические основы обеспечения и формирования базы для работы над проектом, осуществлена диагностика готовности участников образовательного процесса в режиме проекта, отношения к педагогическому проекту со стороны учащихся, их родителей и учителей. Выявлено мотивационно - ценностное отношение учащихся к физической культуре, самостоятельной двигательной активности, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и видами спорта, умения использовать средства физической культуры и спорта для профилактики заболеваний, физического развития и совершенствования. Проведено тестирование уровня физической подготовленности и развития двигательных качеств, являющихся исходным механизмом для повышения самостоятельной двигательной активности учащегося. В 2018/2019 учебном году работа по реализации проекта была направлена на создание таких методов физического воспитания, которые составляют избираемый способ регулирования нагрузки и порядок сочетания её с отдыхом. Особое внимание уделялось организации физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой и туристической работе с учащимися в шестой школьный день.
В 2019/2020 учебном году изучались, оценивались, обобщались результаты педагогической деятельности, а также эффективность функционирования модели формирования физически здорового учащегося средствами физкультурно-оздоровительной среды гимназии.
Педагогом-психологом была разработана модель психолого-педагогического сопровождения участников проекта, состоящая из 3 системных блоков:
1-й блок – «Методический» - «Психологическое сопровождение разработки модели формирования физически здорового учащегося».
2-й блок – «Учащиеся» - «Психологическое сопровождение учащихся в рамках педагогического проекта».
3-й блок – «Родители» - «Психологическое просвещение родителей учащихся».
Выполнение плана реализации проекта
«Школа – территория здоровья»
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
1 |
Инструктивное совещание по изучению и обсуждению нормативных документов и инструктивно-методических материалов по дальнейшей реализации проекта. |
Сентябрь 2019 г. |
Дудко В.Н. директор |
2 |
Диагностика: 1. Изучение отношения к результатам проекта со стороны учащихся, их родителей и учителей. 2. Выявление уровня повышения самостоятельной двигательной активности, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и видами спорта. 3 Диагностика физического здоровья учащихся (методика Г.Л. Апанасенко). 4. Оценка уровня теоретических, методических и практических знаний учащихся по физической культуре и основам индивидуального здоровья человека. 5. Выявление степени включенности родителей в образовательный процесс. 9 Анализ и рефлексия результатов анкетирования |
Сентябрь 2019 г. |
Забанжала Р.В., заместитель директора Ганчук В.В., педагог-психолог Медицинский работник |
3. |
Мастер – класс «Развитие двигательных качеств у учащихся» |
Ноябрь 2019 г. |
Забанжала Р.В., заместитель директора. Михалёв Н.Н., учитель физической культуры и здоровья |
4. |
Психологический тренинг «Психолого-валеологические подходы к здоровью и развитию личности в системе образования» |
Ноябрь 2019 г. |
Ганчук В.В., педагог-психолог |
5. |
Теоретико-методическая и практическая подготовка учителей - участников проекта: лекции, семинары, практические занятия, мастер-классы, психологические тренинги |
В течение учебного года |
Забанжала Р.В., заместитель директора Ганчук В.В., педагог-психолог |
6. |
Консультации педагогов по вопросам педагогической деятельности |
В течение года |
Рудая И.М., заместитель директора Ганчук В.В., педагог-психолог |
7. |
Пополнение в методическом кабинете материалов по реализации проекта. Постоянное обновление странички на сайте гимназии по теме проекта |
В течение года |
Рудая И.М., заместитель директора |
8. |
Проведение «познавательно-практических» уроков «Физическая культура и здоровье» |
В течение года |
Рудая И.М., заместитель директора Участники проекта |
9. |
Проведение учебных занятий «Физическая культура и здоровье» по модифицировано-вариативной программе. (8, 9 классы) |
В течение года |
Рудая И.М., заместитель директора Учителя-участники проекта |
10. |
Организация и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий. |
В течение года |
Забанжала Р.В., заместитель директора по воспитательной работе Учителя-участники проекта |
11. |
Организация и проведение воспитательных мероприятий по формированию навыков здорового образа жизни |
В течение года |
Забанжала Р.В., заместитель директора по воспитательной работе Учителя-участники проекта Педагог-психолог Медицинский работник |
12. |
Проведение закаливающих процедур (8,9 классы) |
В течение года |
Забанжала Р.В., заместитель директора по воспитательной работе Учителя-участники проекта Медицинский работник |
13. |
Проведение занятий в спортивных секциях гимназии |
В течение года |
Забанжала Р.В., заместитель директора по воспитательной работе Учителя-участники проекта |
14. |
Организация и проведение факультативных занятий «Час здоровья и спорта» |
В течение года |
Рудая И.М., заместитель директора Учителя-участники проекта |
15. |
Соревнования круглогодичной гимназической спартакиады |
В течение года |
Забанжала Р.В., заместитель директора по воспитательной работе Учителя-участники проекта |
16. |
Подготовка сборных команд гимназии по видам спорта для участия в соревнованиях районного, городского, областного, республиканского уровней |
В течение года |
Забанжала Р.В., заместитель директора по воспитательной работе Учителя-участники проекта Педагог-психолог |
17. |
Работа оздоровительного лагеря в каникулярный период |
В течение каникулярного периода |
Забанжала Р.В. заместитель директора по воспитательной работе Учителя-участники проекта |
18. |
Организация и проведение туристских мероприятий |
В течение года |
Забанжала Р.В. заместитель директора по воспитательной работе Учителя-участники проекта |
19. |
Организаций походов выходного дня и экскурсий оздоровительной направленности |
В течение года |
Забанжала Р.В. заместитель директора по воспитательной работе Учителя-участники проекта |
20. |
Творческий семинар «Комплексный подход к физическому воспитанию как условие формирования здорового образа жизни» |
март |
Рудая И.М., заместитель директора Учителя-участники проекта Педагог-психолог |
Результаты работы над проектом
При реализации проекта повысился профессиональный уровень педагогов, участников проекта. Взаимодействие педагогических работников учреждения между собой, обмен опытом, работа в педагогических сообществах привели к повышению мотивации учителей на качественную реализацию проекта, способствовали расширению кругозора и повышению рейтинга современного педагогического работника среди учеников, коллег и родителей.
В результате работы над проектом повысилась мотивация учащихся к учению, физическому самосовершенствованию, снизился уровень заболеваемости, повысился процент учащихся, посещающих спортивные секции. Анализ мероприятий, проводимых в шестой школьный день, показал увеличение количества учащихся, посещающих их. Возросла степень обученности учащихся двигательным умениям и навыкам в видах спорта, увеличилось количество призёров различных турниров, спортивных соревнований.
Участниками проекта проделана следующая работа:
1.Проведена серия обучающих мероприятий для учителей – участников проекта: лекции, семинары, практические занятия, мастер-классы, психологические тренинги.
2.Проведены учебные занятия «Физическая культура и здоровье» по модифицировано-вариативной программе.
3.Организованы и проведены физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия.
4.Организованы и проведены воспитательные мероприятия оздоровительной тематики.
5.Проводились закаливающие процедуры.
6.Подготовлены методические рекомендации по формированию физически здорового учащегося.
7.Проведён мониторинг уровня мотивационно - ценностного компонента, состояния здоровья, уровня физической и теоретической подготовленности учащихся.
8.Проинформированы родители о ходе и результатах осуществления проекта.
9.Разработан проект «Молодёжь Березинщины. Путь к успеху» о лучших спортсменах Березинского района, в том числе о выпускниках гимназии.
10. Повысилась результативность работы с одаренными детьми (призеры турниров, спортивных соревнований).
Таким образом в учреждении образования проделана определённая работа по созданию модели формирования физически здорового учащегося средствами физкультурно-оздоровительной среды гимназии, позволяющей улучшить показатели физического здоровья и физической подготовленности учащихся.
Наблюдаются изменения психологического климата, рост показателей основной деятельности учреждения.
Реализация мероприятий проекта «Школа – территория здоровья» способствовала:
-повышению уровня теоретических и практических знаний учащихся по физической культуре и основам индивидуального здоровья человека;
-умению использовать средства физической культуры и спорта для профилактики заболеваний, физического развития и совершенствования;
-улучшению показателей, характеризующих физическое здоровье учащихся;
-улучшению показателей физической подготовленности учащихся.